ОГЭ Русский язык

Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текста

Урок 8: Сочинение 9.1 (15.1)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Сочинение

Сегодня мы более детально поговорим о сочинении 9.1, точнее научимся объяснять высказывание лингвиста. На первый взгляд может показаться, что это непросто. И это действительно так: необходима уверенная теоретическая база для работы с таким типом сочинения. Но сегодня вы узнаете об одном лайфхаке, который сможет облегчить вам жизнь.

Чтобы раскрыть смысл данного высказывания, используйте вопросы-помощники. Так вы постепенно будете раскручивать цитату. Например: «Язык – одежда мыслей».

Задаем вопросы и отвечаем на них:

  1. Что такое язык? (русский язык, английский… ) - Язык – способ передачи наших мыслей.
  2. Как люди общались бы без языка? - Язык жестов, язык эмоций.
  3. Как передать другому свои мысли? - С помощью слов проще всего передать другому то, что ты думаешь.

Отсюда и рождается ваше объяснение: Лингвист сравнивает язык с одеждой, потому что мы облачаем наши мысли в слова. С помощью слов нам проще всего передать другому человеку то, о чем мы думаем, что мы чувствуем. Без языка нам было бы очень сложно общаться.

Попробуем ещё: «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи».

Чем разговорные слова могут быть лучше книжных? В каких ситуациях? - Разговорные слова придают тексту особую атмосферу. С помощью разговорных слов легче передать неформальный, дружеский разговор. Нередко разговорное слово ярче и полнее выражает мысли героя, чем сложная книжная фраза.

Продолжаем тренироваться: «Двоеточие – сигнал разъяснения».

Зачем в предложении ставится двоеточие?

Чем оно отличается от запятой и тире?

Какой союз можно поставить вместо двоеточия в предложении «Мы не пошли гулять: шел дождь»?

Ответ: Двоеточие синонимично союзу «потому что» и сочетанию «а именно». Мы используем двоеточие тогда, когда хотим пояснить сложную мысль или объяснить причину события.

Давайте еще раз подведем итог: чтобы раскрыть данное высказывание, вам нужно мысленно задать несколько уточняющих вопросов к словам в цитате. Так вы делаете её более понятной и простой.

Мы поработали с 1 абзацем сочинения 15.1, а теперь посмотрим в целом на темы, с которыми могут быть связаны формулировки:

  1. Роль языка в целом: Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают.

  2. Роль слов разной стилевой окраски (разговорные, книжные и др.): Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы — в лексике, морфологии и синтаксисе.

  3. Роль элементов синтаксиса: частей предложения, знаков препинания и частей слова: Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».

  4. Роль частей речи: Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, которые принято считать служебными, – частиц.

    Если мы вдумаемся в наречия, то заметим, что в них изображены признаки.

  5. Роль средств выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и др.): Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление.

    Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства.

  6. Роль структуры текста и формы повествования:

    Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.

    В монологе раскрываются не только мысли и чувства говорящего, но и его характер.