ЕГЭ Обществознание
Тема 1: Краткий курс по подготовке к ЕГЭУрок 2: Мышление и язык
- Видео
- Тренажер
- Теория
Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком устойчивых, существенных, закономерных свойств, связей и отношений объективной реальности, необходимых для решения познавательных задач.
Язык — исторически сложившаяся, развивающаяся знаковая система, представляющая знания человека о мире и служащая средством общения людей.
Выраженные в языке понятия — это содержание мышления.
Мышление неразрывно связано с языком, именно словами человек выражает мысли. С помощью языка мысль осознается и самим человеком и становится доступной для других. Мысль формируется посредством её речевого формулирования. Человеческое мышление — это речевое мышление.
Этапы в процессе мышления:
- Осознание затруднения действия в новой ситуации — что делать?
- Поиск вариантов решения — как поступить?
- Выбор инструментов (методов, средств) мышления
- Проверка выбранного решения
- Задача решена? Решение подтвердилось? Если ответ «нет», то человек возвращается к первому этапу процесса мышления.
Виды мышления:
- конкретно-действенное
- наглядно-образное
- абстрактно-теоретическое
В мыслительном процессе они взаимосвязаны — в решении определенных задач один из видов становится ведущим.
Мышление осуществляется в определенных формах. Логическими формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Методами мышления являются:
- сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- анализ
- синтез
- интуиция
На процесс принятия решения влияют эмоции, чувства, ценности. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательным — если принимаются аргументы только в пользу желаемого результата.
Особенно ярко связь логики и эмоций проявляется в процессе творчества.
Творчество — процесс и результат деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности.
Дополнительные материалы:
§4. Мышление. (Обществознание. 10–11 классы. Базовый уровень. В 2-х частях. Часть I. Авторы М.В. Кудина, М.В. Рыбакова, Г.В. Пушкарева, Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, С.С. Попова, И.В. Лексин, В.А. Сажина, под редакцией В.А. Никонова)