ЕГЭ Русский язык

Тема 3: Пунктуация

Урок 5: Вводные слова

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложений (вводные слова и обращения)

Урок посвящен 18ому заданию на экзамене, базового уровня сложности. Если судить по результатам ЕГЭ прошлых лет, задание было нетрудное, справлялись с ним хорошо. Однако тема «Вводные слова» – одна из наиболее коварных в русском языке.

Почему нужно не просто знать вводные слова, но и уметь их определять? Потому что нередко одно и то же слово может являться в предложении и вводным, и членом предложения – от этого будет зависеть расстановка знаков препинания. Помним, что вводные слова всегда должны быть обособлены запятыми.

Сравним предложения:

Девушку, казалось, все это только радует.

Вдали море казалось черным

В первом предложении слово КАЗАЛОСЬ можно либо опустить «Девушку все это только радует», либо заменить на синоним «Девушку, вероятно, все это только радует». Значит, в данном предложении это слово вводное, его следует выделить запятыми.

Во втором предложении ни пропуск, ни замена на синоним невозможны.

Слово КАЗАЛОСЬ является сказуемым, запятыми не выделяется. Можем задать вопрос – море что делало? Казалось!

Именно так мы и определяем, является ли слово вводным. Это очень важный момент, и именно с него мы начинаем работу с любым заданием, в котором есть вводные слова.

□ Вводные слова можно изъять из предложения, и смысл не изменится. Член предложения изъять невозможно.

□ Вводные слова можно заменить другим вводным словом из одной тематической группы.

Особую трудность представляют слова: однако, значит, наконец, именно они и скрываются под аббревиатурой ОЗН. В предложении они могут быть и вводными, и членами предложения. Каждое из этих слов требует применения своего правила.

Чаще всего встречается слово «однако». Сравним два предложения:

Солнце светило ярко, однако не грело.

Солнце, однако, светило ярко.

В каком из предложений «однако» является вводным? Верно, во втором, т.к. его можно изъять из предложения и смысл не изменится, выделяем запятыми. В первом предложении ОДНАКО можно заменить на союз НО, следовательно, это тоже союз, запятая ставится только перед словом «однако».

Однако = но (союз, запятая только перед союзом)

Следующее трудное слово – «значит». Когда его следует считать вводным, а когда – нет?

Я заболел, значит, останусь дома.

Быть ответственным – значит помнить о своих обязанностях.

В каком предложении слово «значит» вводное? В том, где его можно заменить словом «следовательно», это первое предложение, выделим «значит» запятыми.

Во втором предложении «значит» близко по смыслу к глаголу «означает». Производим устную замену, дописываем комментарий: = означает. Это не вводное слово, выделять запятыми его не нужно.

Значит = следовательно (вводное слово, выделяем запятыми). Значит = означает (не вводное слово, запятые не нужны).

Последнее трудное слово – «наконец». Снова обратимся к примерам.

  1. Наконец я вернулся домой.
  2. На улице можно бегать, прыгать, скакать и, наконец, играть в мяч.
  3. Жара становится, наконец, нестерпимой.

Слово «наконец» не является вводным, если его можно заменить на «наконец-то» и оно имеет значение «после всего, в результате». Запятые не нужны в первом предложении.

Наконец = наконец-то; после всего (не вводное, запятые не нужны).

Во втором и третьем предложении «наконец» – вводное. Во втором предложении оно завершает перечисление, имеет значение «и еще». Выделяем запятыми, записываем пояснение. В третьем предложении дана оценка факта, это тоже условие для того, чтобы слово было вводным, выделяем его запятыми, записываем пояснение в скобках.

Наконец = и ещё/оценка факта (вводное, выделяем запятыми).

Обратите внимание на ложные вводные слова – их никогда не выделяем запятыми.

Ложные вводные слова:

Большей частью, вдобавок, в заключение, в конечном счете, вроде бы, все равно, все-таки, именно, как бы, к тому же, между тем, наверняка, на редкость, непременно, определенно, отчасти, по-прежнему, поэтому, пусть, решительно, словно, тем не менее.

Конструкцией, грамматически не связанной с членами предложения, является также и обращение.

Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь. Всегда обособляется запятыми.

Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?

Я совсем забыл, друг, что ты приезжаешь сегодня!