ЕГЭ Русский язык

Тема 3: Пунктуация

Урок 6: Двоеточие и тире

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Двоеточие и тире

Знание правил постановки двоеточия и тире нужны в задании 21.

Двоеточие.

Есть всего три случая, когда мы употребляем двоеточие.

  1. при обобщающем слове, если оно стоит до однородных членов. Например: «Мама купила на рынке продукты: муку, яблоки, яйца и сахар». Есть обобщающее слово «продукты», после которого идет перечисление – значит, нужно двоеточие.
  2. при прямой речи, если слова автора опять же стоят перед прямой речью. Например: «Антон сказал: «Сегодня я решил отдохнуть и прогуляю школу».
  3. в бессоюзном сложном предложении между двумя грамматическими основами. Двоеточие – более «мягкий» знак, который поясняет и дополняет сказанное. Например: «Лена не досмотрела фильм: друзья позвали ее гулять». Вместо двоеточия можем подставить союз «потому что» - перед нами отношения пояснения.

Тире.

Случаи постановки тире:

  1. при обобщающем слове, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Например: «Ни на вешалке, ни в шкафу, ни на полке – нигде не могла она найти свою любимую футболку».
  2. при прямой речи, если слова автора идут после прямой речи. «С понедельника точно начну заниматься в зале», - пообещал Миша.
  3. при обозначении диапазонов: временных или географических промежутков. Например: «В 17 — 18 веках даже и подумать не могли о строительстве железной дороги Москва — Санкт-Петербург».
  4. тире между подлежащим и сказуемым, если они выражены словами одной части речи в одной форме. Например, двумя существительными в именительном падеже. Например: «Хорошая подготовка к ЕГЭ – залог поступления на бюджет». Подготовка – подлежащее, залог – сказуемое, оба слова стоят в одной форме: ставим тире.
  5. с приложениями. Это дополнительная информация, которую мы говорим о подлежащем или другом предмете. К приложению можно задавать вопросы: кто именно? что именно? Например: «Татьяна Ивановна – учитель биологии – сказала, что все хорошо написали самостоятельную». Запоминаем: там, где есть приложение будет привычная для нас грамматическая основа, где подлежащее и сказуемое будут выражены разными частями речи. Вернемся к предыдущему предложению: есть приложение: учитель биологии, а есть грамматическая основа: Татьяна Ивановна сказала.
  6. в бессоюзном предложении. Тире противопоставляет, заставляет сделать вывод, рассказывает о действиях, которые моментально сменяют друг друга. Например: «Прозвучал звонок – все побежали в столовую».