ЕГЭ Русский язык

Тема 3: Пунктуация

Урок 7: Пунктуация в сложноподчиненном предложении

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Пунктуация в СПП

Сегодня наш урок будет посвящен теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении». На экзамене это задание 18, базовый уровень сложности. Несмотря на то, что тема звучит очень широко, на ЕГЭ проверяется только один аспект.

Чтобы справиться с заданием 18, вам необходимо уметь определять границу главной и придаточной частей в СПП и ставить знаки препинания.

Давайте научимся определять границы предложений.

  1. Посмотри на картину которая висит в углу.

    Найдем придаточную часть: картину (какую?) которая висит в углу. Здесь все достаточно просто. Запятая нужна перед словом «которая».

    Это придаточное определительное. Именно такой вид придаточных нам будет встречаться в задании 18. И это нам на руку. Мы уже точно знаем, какой тип предложения из всех СПП встретится нам: [ ],(которая… ).

    Это простой вариант, к которому мы все привыкли: придаточное стоит всегда после главного. Но есть и другие схемы построения СПП, давайте разберем следующий вариант.

  2. Картина которая мне понравилась висит в углу.

    Придаточное – которая мне понравилась. Мы видим, что оно расположено не после главного, как мы привыкли, а в его центре. И в таких случаях критично важно верно определить границу придаточного. Может придаточное «которая мне понравилась висит в углу»? Конечно же, нет. И проверим мы это, опустив придаточную часть. Если мы сделали это верно, то у нас получится стройное предложение. Картина висит в углу.

    Методом удаления какой-либо конструкции мы пользовались в задании 16 и 17, и это действительно прекрасный метод, который помогает абсолютно точно определить границы и безошибочно поставить запятые.

    Схема: […,(которая…),…] обращаем внимание, на положение придаточного: оно может быть где угодно относительно главного.

  3. Мы видели цветок лепестки которого напоминали сердечки.

    Что интересного здесь? Придаточное начинается не с союзного слова, а с второстепенного члена. Многие ученики «на автомате» ставят запятые перед союзами и союзными словами, из-за этого и допускают ошибки. Мы видели цветок, лепестки которого напоминали сердечки.
    Схема: [ ], (…которого…).

  4. Людей которые дорожат тобой нужно ценить.

    Людей, которые дорожат тобой, нужно ценить. […,(которые…),…] Вновь у нас определительное «вклинивается» в главное. Проверяем, верно ли определили границы: Людей нужно ценить – получилось стройное главное предложение.

  5. Посмотрите на задание которое находится в конце книги и решите его.

    Не забываем о второй запятой, которая обозначает конец придаточного. Посмотрите на задание, которое находится в конце книги, и решите его. Посмотрите на задание и решите его – вот наше главное предложение.

    Схема: : […,(которое…),…].

    В большинстве примеров задания 18 подобраны примеры этой модели: СПП с придаточным определительным, в которых придаточная часть не начинается со слова КОТОРЫЙ, другими словами, в задании 18 в 99% случаев ЗАПЯТЫЕ НЕ СТАВЯТСЯ НИ ДО, НИ ПОСЛЕ слова КОТОРЫЙ! Уже один этот трюк может нам помочь решить задание 18, вообще не задумываясь ни о каких правилах. Почему я говорю «в большинстве»? Потому что ни разу еще ученикам не встретилось задание, в котором бы стояла запятая перед словом «который», но отдельно это не обговаривается ни в каких официальных документах ФИПИ.