ЕГЭ Русский язык

Тема 4: Работа с текстом. Сочинение

Урок 3: Языковые средства 2

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Языковые средства выразительности (2)

Сегодня мы продолжаем работать с терминами, включающимися в задание на языковые средства выразительности. Надеюсь, никто не успел забыть, что это задание стоит 4 балла, а значит, нам нужно быть идеально подготовленными.

На прошлом уроке мы обсуждали с вами все тропы, сегодня поговорим о приемах.

Начинаем сразу с примера.

  • Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Анафора – повторение одних и тех слов или синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда.

Также пример:

Опять с вековой тоскою

Пригнулись к земле ковыли,

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали… (Блок) – обратите внимание, даже одного слова достаточно.

  • Милый друг, и в этом тихом доме

    Лихорадка бьет меня.

    Не найти мне места в тихом доме

    Возле мирного огня!

Эпифора – повторение одних и тех же слов или синтаксических конструкций в конце каждого параллельного ряда.

Также пример:

Серым веретьем стоят камыши,

Глухо баюкают хлюпь камыши. (Есенин)

Как запомнить отличие анафоры от эпифоры? А (Анафора) – буква в начале алфавита, значит, перед нами единоначатие, Э (Эпифора) – в конце алфавита, значит, повторяются слова в конце строчки.

  • Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, Лед и пламень…

Антитеза - резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически.

Не путать с антонимами (лекс.средство). Видим прием – антитеза, если лексическое средство, то антонимы.

Также пример: Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

Парцелляция - намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков.

Также пример: Ночь. Улица. Фонарь…

  • • Нет ничего прекраснее, чем русский лес. Когда я вижу бесконечный зеленый лес, я понимаю, что наш народ – самый богатый, и главное наше достояние – чарующий, неповторимый, родной сердцу лес.

Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.

Также пример: Я хотел бы поехать к морю. К тому самому морю, где был так счастлив.

  • «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура».

Синтаксический параллелизм - однообразное построение нескольких предложений, в которых члены предложения располагаются в одной последовательности.

Также пример:

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой.

  • Он волновался, тревожился, сходил с ума.

Градация – ряд однородных слов или выражений последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость.

Также пример: Я еле плелся, шел, бежал, мчался.

  • С кем мне поделиться

    Той грустной радостью, что я остался жив?

Оксюморон - прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. Совмещение несовместимого, бессмыслица.

Также пример: красноречивое молчание, правдивая ложь.