География
Тема 5: География отраслей мирового хозяйстваУрок 8: География мирового транспорта
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: География отраслей мирового хозяйства
Урок: География мирового транспорта
1. Значение и общая характеристика транспорта
Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на мировое хозяйство, географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию.
Мировая транспортная система – совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяженность автомобильных дорог – 24 млн км, железнодорожных путей – 1,25 млн км, трубопроводов – 1,9 млн км, воздушных путей – 9,5 млн км, речных – 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.
В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.
Виды транспорта по географическим сферам применения:
1. Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).
2. Водный (морской, речной).
3. Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).
2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт – самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов. По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.
Страны-лидеры по протяженности автомобильных дорог: США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, Франция, Канада, Италия.
Автомобилизация населения стран мира
(по данным аналитического агентства Автостат)
Место |
Страна |
Авто/1000 чел. |
Год |
1 |
908 |
2011 |
|
2 |
США |
802 |
2011 |
3 |
Лихтенштейн |
796 |
2008 |
4 |
Исландия |
746 |
2011 |
5 |
Люксембург |
739 |
2011 |
6 |
Австралия |
730 |
2011 |
7 |
Новая Зеландия |
718 |
2011 |
8 |
Катар |
724 |
2007 |
9 |
Бруней |
696 |
2007 |
10 |
Италия |
690 |
2010 |
Рис. 1. Карта уровня автомобилизации
Страны-лидеры по общему количеству автомобилей: США, Япония, Германия, Франция, Италия. В настоящее время наибольшими темпами растет автомобильный парк Китая, Бразилии, России.
В настоящее время проектируются и строятся новые автомобильные магистрали, в том числе соединяющие между собой различные регионы и страны.
3. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.
Страны-лидеры по протяженности железнодорожных путей: США, Канада, Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Австралия.
Страны-лидеры по доле электрифицированных железных дорог: Швейцария, Франция, Бельгия, Россия.
Рекорды скорости на рельсах
- Тайвань: Тайбэй – Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) – до 300 км/ч.
- Китай: Ухань – Гуанчжоу – до 350 км/ч.
- Япония: Токио – Осака – до 276 км/ч (план Токио – Нагоя – до 500 км/ч).
- Южная Корея: Сеул – Тэджон (Daejon) – до 430 км/ч.
- Франция: Париж – Страсбург – до 350 км/ч.
- Германия: Франкфурт/М. (аэропорт) – Кельн, Мюнхен – Нюрнберг – до 320 км/ч.
- Италия: Рим – Неаполь – до 300 км/ч.
- Испания: Мадрид – Барселона – до 350 км/ч.
- Великобритания – Бельгия: Лондон – Брюссель – до 300 км/ч.
Рис. 2. Скоростной поезд «Сапсан»
В XXI веке планируется создание нескольких трансконтинентальных железных дорог, например: Стамбул – Ташкент – Пекин, Сингапур – Бангкок – Пекин, Пекин – Якутск, Ванкувер – Сан-Франциско.
4. Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт получил свое развитие благодаря увеличению экспорта нефти и газа. Самый длинный трубопровод – нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» длиной 4700 км.
Страны-лидеры по протяженности трубопроводного транспорта: США, Россия, Канада.
5. Водный транспорт
Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.
Грузовместимость – общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.
Грузоподъемность – масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства.
Страны-лидеры по тоннажу флота: Панама, Либерия, Багамские Острова, Греция, Сингапур, Мальта, Кипр, Китай. Это связано с простотой регистрации судна в этих странах.
Всего в мире более 2500 морских портов. Крупнейшие порты мира: Шанхай, Сингапур, Гонконг, Пусан, Шэньчжэнь, Дубай, Роттердам.
Рис. 3. Порт Шанхая
Крупнейшие судоходные реки мира: Миссисипи, Янцзы, Волга, Амазонка, Рейн, Дунай, Меконг, Ганг и др.
Страны-лидеры по развитию внутреннего водного транспорта: США, Канада, Россия, Франция, Нидерланды, Германия, Бельгия.
6. Воздушный транспорт
Воздушный транспорт – самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта – пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
Страны-лидеры по количеству перевезенных пассажиров воздушными видами транспорта: США, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Франция, Россия.
Крупнейшие аэропорты мира по пассажирообороту
(по данным aci.aero, guardian.co.uk)
Место |
Страна |
Аэропорт |
Местоположение |
Пассажирооборот тыс. пассажиров |
1. |
Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон, Атланта |
Атланта |
92 366 |
|
2. |
Международный аэропорт Пекин Столичный |
Пекин |
77 404 |
|
3. |
Лондонский аэропорт Хитроу |
Лондон |
69 434 |
|
4. |
Международный аэропорт О'Хара |
Чикаго |
66 561 |
|
5. |
Международный аэропорт Токио |
Токио |
62 263 |
|
6. |
Международный аэропорт Лос-Анджелеса |
Лос-Анджелес |
61 848 |
|
7. |
Международный аэропорт имени Шарля де Голля |
Париж |
60 971 |
|
8. |
Международный аэропорт Даллас-Форт Уорт |
Даллас |
57 806 |
|
9. |
Аэропорт Франкфурт |
Франкфурт-на-Майне |
56 436 |
|
10. |
Международный аэропорт Гонконга |
Гонконг |
53 314 |
Крупнейшие авиакомпании мира
(по даннымWATS Scheduled Passengers Carried)
Место |
Авиакомпания |
2010 (тыс. человек) |
1 |
Delta Air Lines |
162 614 |
2 |
United Airlines |
145 550 |
3 |
Southwest Airlines |
130 948 |
4 |
American Airlines |
105 163 |
5 |
Lufthansa |
90 173 |
6 |
China Southern Airlines |
76 500 |
7 |
Ryanair |
72 719 |
8 |
Air France-KLM |
70 750 |
9 |
China Eastern Airlines |
64 877 |
10 |
US Airways |
51 016 |
7. Транспорт и окружающая среда
Транспорт – один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого – сжигание огромных объемов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. Примерно четверть всех выбросов двуокиси углерода, вызванных сжиганием энергетического топлива, производит транспорт.
Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твердыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50% площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.
Домашнее задание
Тема 5, П. 3
1. Какое значение играет транспорт в современном мире?
2. Почему от уровня развития транспорта зависит развитие и функциональность других отраслей хозяйства?
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 – 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
2. Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.
5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.
6. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.
7. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.
8. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.
9. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.
10. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.
11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.
12. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.
13. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.
14. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 160 с.
15. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.
16. ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
17. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.
18. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Федеральный портал Российское Образование (Источник).
3. Ege.yandex.ru (Источник).
4. Википедия (Источник).
5. Министерство транспорта Российской Федерации (Источник).
6. United Continental Holdings (Источник).
7. Википедия (Источник).
8. Автостат (Источник).