География

Тема 8: Северная Америка

Урок 2: Население США

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Тема: Северная Америка

Урок: Население США


1. Общая характеристика населения  США


Перепись населения в США проводится каждые 10 лет. В настоящее время общая численность населения страны – 315 млн чел. (3-е место в мире). Темпы прироста населения – 0,9%. Средняя плотность населения – 32 чел. / км2. Но размещено оно неравномерно. Так, в северо-восточных районах плотность населения составляет свыше 100 чел./км2, в аграрных районах и слабо заселенных горных штатах – от 2 до 11, а на Аляске – еще меньше. Наибольшая численность населения характерна для штатов Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида. Уровень урбанизации в США – 82%.


2. Иммиграция в США


Ежегодно в среднем в страну въезжает на постоянное место жительства 1 млн чел. Максимум наблюдался  в 1900-1914 годах, когда в страну прибыло 13,4 млн человек. Последние 30-40 лет большинство мигрантов – из Латинской Америки (2/3) и Восточной и Юго-Восточной Азии (22%). Главный поток – из Мексики (брасерос), Пуэрто-Рико и Кубы. По количеству мигрантов США занимает первое место в мире.

В течение только ХХ в. оно возросло в 3,7 раза. Однако времена, когда США как молодая нация занимали одно из первых мест в мире по естественному приросту населения, давно прошли. В конце ХХ в. такой прирост заметно снизился, что нашло отражение и на возрастно-половой пирамиде. Это значит, что США находятся уже на третьем этапе демографического перехода. Тем не менее абсолютный годовой прирост населения составляет и теперь 22,5 млн человек, обеспечивая его расширенное воспроизводство. 

Однако примерно 40% этого прироста обеспечивается не за счет естественного движения населения, а благодаря иммиграции, которая всегда оказывала и продолжает оказывать большое влияние на динамику численности населения США. 

Bceгo с начала XIX в. в страну прибыло 60 млн человек из почти 70 стран. И сегодня, несмотря на ограничения, ежегодный приток только легальных иммигрантов составляет около 1 млн человек. 

Массовая иммиграция сыграла решающую роль и в формировании национального состава населения США. Современная американская нация – это прежде всего результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и в особенности из Европы и Африки. 

Во второй половине ХХ в. иммиграция из Европы заметно уменьшилась, но зато увеличилось число иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки. Среди последних преобладают мексиканцы; миллионы их, чтобы заработать на жизнь, ежегодно переходят границу легально и нелегально. Их называют «брасерос» (буквально: «люди, предлагающие свои руки»). В 2010 г. европейцы составили только 15% всех иммигрантов, тогда как выходцы из Латинской Америки – 52%, а из Азии – 27%. 


3. Этнические группы США


Хотя ныне в США живут представители более ста этносов, ученые-этнографы объединяют их в три главные этнические группы:

1.      Американцев США, или просто американцев, т. е. потомков переселенцев разных национальностей, для которых английский язык теперь является родным.

2.      Переходные иммигрантские группы, включающие людей, сравнительно недавно переселившихся в США и еще не «натурализовавшихся» в этой стране.

3.     Жителей-аборигенов (индейцев, эскимосов и др.). 

Американцы в США составляют примерно 9/10 всего населения, однако эта этническая группа неоднородна и состоит из белых и не белых американцев. При этом доля белых постепенно уменьшается, а черных и цветных – возрастает. 

Американцы США

Рис. 1. Американцы США (Источник)

Особую большую группу в coставе американской нации образуют черные американцы (афроамериканцы), доля которых в населении США – 13%. Раньше основная часть афроамериканцев проживала на Юге, в так называемом черном поясе, где до отмены рабства в ХIХ в. господствовало плантационное хозяйство. В последние десятилетия половина нeгpoв переселилась в города Севера и Запада, да и в южных штатах они живут теперь главным образом в городах. 

Расселение негритянского населения в США

Рис. 2. Расселение негритянского населения в США (Источник)

На протяжении всей истории США в этой стране существовала ярко выраженная расовая дискриминация афроамериканцев, большинство из которых ныне являются мулатами. Такая дискриминация особенно часто принимала форму расовой ceгрегации,  т. е. раздельного проживания и обучения нeгpoв и белых, что, естественно, препятствовало полному интегрированию черного населения в состав американской нации. Во второй половине ХХ в. был принят ряд законов, запрещающих расовую дискриминацию и сегрегацию нeгpoв. Но в реальной жизни эти пережитки еще сохраняются. К тому же среди афроамериканцев значительно больше бедных и малоимущих, безработных. 

Доля американцев латиноамериканского происхождения возрастает быстро, и теперь их доля уже превысила долю афроамериканцев. Выходцев из стран АТР почти 4%. Доля иммигрантских и переходных групп в населении США – 10%, а аборигенов – 1%. С национальным составом нaceления тесно связан и eгo религиозный состав. 

Почти 70% жителей США проживают на территории, занимающей вceгo 12% общей площади страны. Особенно велики различия между приморскими (приозерными) и горными штатами: от 350-400 до 2-5 человек на 1 км2

В последнее время заметно возросли внутренние миграции населения, в первую очередь пенсионеров, из штатов Севера («снежный пояс») в штаты Юга («солнечный пояс»). В целом быстрее вceгo растет нaceление Техаса, Флориды и особенно Калифорнии. 


4. Урбанизация и города США


Размещение населения США определяется прежде вceгo географией городов, общее число которых достигает внушительной цифры почти 9 тыс. Североамериканский тип города отличается специфическими чертами, большинство которых объясняется относительной молодостью городов. 

Для американских городов характерна четкая прямоугольная планировка. Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун», где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания. В больших городах его облик обычно определяют здания-небоскребы, которые как бы подчеркивают силу и мощь города, свидетельствуют о его процветании. В остальных городских частях преобладает малоэтажная (3-5 этажей), а дальше от центра – индивидуальная застройка. Это способствовало гигантскому «расползанию» городов и формированию городских агломераций. 

США – типичная страна городских агломераций. Официально городом в США считается населенный пункт с населением более 2,5 тыс. чел. Крупнейшие города США по численности населения: Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Даллас, Бостон, Атланта.

Ночной Нью-Йорк

Рис. 3. Ночной Нью-Йорк (Источник)

Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций, сплошное городское поселение.Ныне в стране три мегалополиса: Северо-Восточный, Приозерный и Калифорнийский. Первый из них, протянувшийся от Бостона до Вашингтона, сокращенно называют «Босваш», второй, расположенный между Чикаго и Питтсбургом, – «Чипитс», а третий (Сан-Франциско – Сан-Диегo) – «Сансан». 

Мегалополис «Босваш» на карте

Рис. 4. Мегалополис «Босваш» на карте (Источник)

 

Домашнее задание

Тема 9, П. 1

1.     В чем особенности национального состава населения США?

2.     Расскажите о структуре населения США.

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012.– 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8.     Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

9.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10.    Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

11.    География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

12.    ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

13.    ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14.    ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Википедия (Источник). 

4.  ШКола.LV (Источник).

5.  Сoolreferat.com (Источник). 

6.  Википедия (Источник).