География
Тема 11: Материки. ЕвразияУрок 16: Глобальные проблемы человечества
- Видео
- Тренажер
- Теория
Особенности взаимодействия общества с природой на современном этапе развития человеческого общества
Вся история человеческого общества – это история его взаимоотношений с природой. Многие тысячелетия природа является основным источником, используемым человеком, природных условий и ресурсов, от которых зависит его здоровье. Однако характер направлений, масштаб и последствия преобразования природы человеческим обществом на разных этапах были неодинаковы. Существует мнение, что древний человек, охотясь на диких животных, собирая грибы и ягоды, находился в наибольшей гармонии с природой. Но, как стало известно, уже в каменном веке под влиянием человека происходили видоизменения природных комплексов.
Постепенное развитие земледелия и скотоводства с одной стороны способствовало общественному прогрессу, а с другой – содействовало возрастающему вырождению первозданной природы (рис. 1).
С появлением первых развитых государств человек начал преобразовывать природную среду во все больших масштабах. Сооружались крепости, дворцы (рис. 2) и огромные храмы, росли города, прокладывались каналы, сводились леса, распахивалась целина.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека сопровождалась истощением плодородных земель, опустыниванием огромных территорий.
Многочисленные межгосударственные конфликты часто приводили к войнам, в результате чего страдали не только люди, но и природа (рис. 3).
Развитие техники, появление мануфактур и фабрик, быстрая индустриализация привели к значительному истощению в первую очередь минеральных и лесных ресурсов (рис. 4).
Таким образом, техника дала новый толчок процессу интенсивного преобразования природы с целью максимального использования ее ресурсов. Конфликт между человеком и природой особенно обостряется в конце ХХ века. Разрушительную деятельность человека можно сравнить с геологическими силами земли, поскольку она приобретает планетарные масштабы.
Все мы живем на одной планете – Земле, дышим воздухом общей земной атмосферы. Ядовитые газы, выбрасываемые в воздух в какой-либо стране, через некоторое время распространяются по всей планете. Материки омывает единый Мировой океан, а морские течения переносят загрязнения, не считаясь с государственными границами. Проблема исчерпываемости минеральных, лесных, земельных и других ресурсов касается каждого из нас, где бы мы ни жили: в Европе, Азии, Австралии, Африке, Америке. Вот почему, пока еще не поздно, очень важно изменить отношение человека к природе.
Понятие о глобальных проблемах, причины и суть их возникновения
Глобальные проблемы – это явления, охватывающие мир в целом, угрожающие существованию всего человечества и требующие совместных усилий различных стран для их разрешения.
На современном этапе развития человеческого общества выделяют такие глобальные проблемы:
- экологическая;
- охраны здоровья;
- ресурсная;
- освоение космоса;
- продовольственная;
- межнациональные отношения;
- энергетическая;
- демографическая;
- сохранения мира;
- Мирового океана;
- ядерной войны;
- кризис культуры.
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, но все же это была далекая предыстория современных глобальных проблем. В полной мере они проявились во второй половине ХХ века.
Существует ряд причин, которые привели к обострению глобальных проблем. В некоторых источниках эти причины называют «5 никогда»:
1. Никогда прежде человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая демографический груз.
2. Никогда человечество не вступало в период научно технической революции (НТР), не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос.
3. Никогда прежде для жизнеобеспечения не требовалось такого количества ресурсов.
4. Никогда не возникало такой глобальной мировой экономики, такой единой мировой информационной системы.
5. Никогда прежде холодная война не подводила человечество так близко к рубежу самоуничтожения.
Особенности и классификация глобальных проблем
Все глобальные проблемы тесно связаны между собой. Демографическая и продовольственная проблемы связаны как между собой, так и с охранной средой (экологической проблемой). Планирование семьи в некоторых странах позволит быстрее освободиться от голода и недоедания, а прогресс сельского хозяйства ослабит давление на окружающую среду. Продовольственная и ресурсная проблемы ассоциируются с преодолением отсталости развивающихся стран, улучшение питания и более разумное использование ресурсного потенциала ведут к повышению уровня жизни.
Классификация глобальных проблем:
1. Природно-экономического характера:
а) экологическая;
б) сырьевая;
в) энергетическая;
г) Мирового океана;
д) продовольственная.
Они создают угрозу для настоящего и будущего, требуют объединения всех стран и народов.
2. Социального характера:
а) демографическая;
б) межнациональных отношений;
в) кризис культуры и нравственности;
г) дефицит демократии;
д) охрана здоровья.
3. Научного характера:
а) освоение космоса.
4. Политического характера:
а) предотвращение ядерной войны;
б) обеспечение устойчивого развития мирового общества;
в) сохранение мира.
Кислотные дожди
Кислотные осадки представляют собой различные виды атмосферных осадков: дождь, снег, туман, роса с повышенной кислотностью. Главными кислотообразующими выбросами в атмосферу являются диоксид серы и оксиды азота. Природными источниками диоксида серы в атмосфере являются извержения вулканов (рис. 6) и лесные пожары.
Диоксид серы образуется при сжигании богатого серой горючего, такого как уголь и мазут, на металлургических производствах, при переработке содержащих серу руд, при различных химических и технологических процессах, при работе ряда предприятий машиностроительной отрасли промышленности. При сжигании каждого миллиона тонн угля (рис. 7) выделяется около 25 000 тонн серы в виде, главным образом, ее диоксида.
Диоксид серы, попавший в атмосферу, претерпевает ряд химических преобразований, ведущих к образованию кислот.
Впервые кислотные дожди были отмечены в Западной Европе, в Скандинавии и в Северной Америке в 1950-х годах. Сейчас эта проблема существует во всем индустриальном мире и приобрела особое значение в связи с возросшим техногенными выбросами оксидов серы и азота.
Кислотные дожди оказывают влияние на всю окружающую среду. В первую очередь, отрицательным воздействиям подвергаются водные экосистемы, почва и растительность.
Загрязнение воздуха кислотообразующими выбросами оказывает вредное влияние на здоровье человека. Вдыхание влажного воздуха, содержащего диоксиды серы, оказывает особое влияние на здоровье пожилых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями. В особо тяжелых случаях вдыхание такого воздуха может привести к отеку легких.
Продовольственная проблема
В начале XXI века продовольственная проблема резко обострилась. Это связано с быстрым темпом роста численности населения по сравнению с производством продовольственной продукции, с резким сокращением пахотных земель и пресной воды, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции. Недоступность для многих государств химизации, ирригации, комплексной механизации также приводит к стабилизации или снижению объемов производства продовольствия, в частности важнейшего продукта земледелия – зерна. По различным оценкам, ежегодно на Земле от голода умирают от 13 000 000 до 18 000 000 человек, причем половина из них – дети (рис. 8).
Количество жертв голода таково, будто каждые три дня на планете взрывается бомба, эквивалентная сброшенной на Хиросиму. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, за 2008 год число тех людей, которые голодают, выросло в мире на 40 000 000 человек и достигло 963 000 000.
Частичное пополнение продовольствия происходит за счет ресурсов Мирового океана. Например, за последние полвека вылов океанической рыбы увеличился почти в пять раз. Но нерегулируемый вылов рыбы подрывает ресурсы океана (рис. 9).
Нехватка продовольствия приводит не только к недоеданию и голоду, но и к быстрому исчерпанию пригодных для ведения сельского хозяйства земель, к ухудшению здоровья населения, конфликтам и росту напряженности в отдельных регионах.
Проблема разоружения и сохранения мира на Земле
Историю человечества можно рассматривать как историю войн. Только в ХХ веке произошло две мировые войны и множество локальных войн, в которых погибли десятки миллионов человек (рис. 10). При этом, если в международных конфликтах соотношение погибших гражданских и военных примерно равное, то в гражданских и национально-освободительных войнах гражданского население погибает в три раза больше, чем военного.
И сегодня на планете продолжают существовать десятки точек потенциальных международных или межнациональных конфликтов. Исследователи выделяют несколько причин возникновения войн:
1. Психолого-биологическая, суть которой заключается в природе человека. Это агрессивность, соперничество, недоверие, потребность в острых ощущениях.
2. Необходимость в наращивании военной мощи. Вооруженное государство может защитить себя и своих граждан. С таким государством считаются другие.
3. Стремление захватить новые территории с их природными ресурсами, населением и хозяйством. Известно, что количество природных ресурсов на Земле ограничено, а численность населения неуклонно растет. Следовательно, есть возможность регулировать ее или военными (карательными) мерами, или так называемыми гуманными (экономическими) методами, вызывая недоедание, голод, болезни и вымирание целых народов.
Вывод
Глобальными считаются многие проблемы, но среди них можно выделить наиболее важные: сохранение мира на Земле, демографическая, продовольственная, экологическая и сырьевая проблемы.
Список литературы
1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.
2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет портал "География России" (Источник)
2. Интернет портал "Euroinfo.tv" (Источник)
Домашнее задание
1. Дайте определение термину «глобальные проблемы», перечислите их.
2. Объясните, в чем заключается суть продовольственной проблемы человечества. К каким последствиям она приводит?
3. Выберите наиболее важную, на ваш взгляд, проблему человечества, обоснуйте свой выбор. Попробуйте найти способы ее разрешения.