Информатика
Тема 2: Устройство компьютераУрок 6: Управление компьютером с помощью мыши
- Видео
- Тренажер
- Теория
Управление компьютером с помощью мыши
На предыдущем уроке мы узнали, что такое Рабочий стол и меню «Пуск».
На этом уроке мы поговорим об управлении компьютером с помощью компьютерной мыши.
Мы уже обсуждали ввод информации в компьютер с помощью клавиатуры. Однако если попробовать работать на компьютере исключительно с помощью клавиатуры, то сразу почувствуется некий дискомфорт. Представить себе работу с компьютером без компьютерной мыши практически невозможно. Кроме того, в обиход вошли многочисленные аналоги и заменители компьютерной мыши. Например, в ноутбуках и нетбуках используется так называемый «тачпад».
|
|
Поговорим о том, как же используется мышь и её аналоги в управлении компьютером.
Для работы с программами и устройствами компьютера используются различные графические элементы управления, например командные кнопки. Так, во время работы компьютера в левом нижнем углу экрана находится кнопка Пуск, о которой мы говорили на прошлом уроке. Нарисованную на экране обычного компьютера кнопку бессмысленно нажимать пальцем (как это можно делать на большинстве планшетов и смартфонов), но на нее можно воздействовать с помощью мыши. Как правило, у мыши две кнопки: левая и правая. Указательный палец располагается на левой кнопке, потому что она является основной. Когда с мышью работает левша, функции правой и левой кнопок можно поменять.
Как работает мышь
Образом мыши на экране является указатель мыши. Обычно он имеет форму стрелки, хотя иногда его форма может быть и иной.
Вот несколько примеров формы указателя мыши.
Так, если указатель имеет форму маленьких песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции. А если указатель мыши принимает вид перечеркнутого круга, это означает, что выполняемая операция в этом случае невозможна.
Движение указателя по экрану соответствует движению мыши по коврику (или по любому другому подходящему предмету). Чтобы "нажать" нарисованную кнопку, можно навести на нее указатель, а потом щелкнуть левой кнопкой мыши: быстро ее нажать и отпустить. Такое нажатие кнопки мыши называется клик. В момент щелчка в компьютер передается информация.
Для того чтобы успешно управлять экранными объектами, нужно научиться выполнять следующие действия с мышью:
· Перемещение указателя мыши;
· Щелчок левой кнопкой мыши;
· Щелчок правой кнопкой мыши;
· Двойной щелчок (два быстрых последовательных щелчка);
· Перетаскивание объекта с помощью мыши (перемещение мыши при нажатой левой кнопке).
Если в дальнейшем не будет сказано, какой кнопкой надо выполнить щелчок, условимся считать, что речь идет о левой кнопке. Если надо использовать правую кнопку, то будем указывать это особо.
Многие компьютерные мыши, помимо двух клавиш, имеют между ними ещё специальное «колёсико». Основное его предназначение – это работа в текстовых редакторах, браузерах и т.д. Если прокручивать колёсико, то текст на соответствующей странице будет двигаться вверх или вниз. Это очень удобно при чтении – не требуется переводить мышь на полосу прокрутки (которая обычно располагается в правой части экрана).
Кроме того, на колёсико можно нажимать и прокручивать в таком положении. При просмотре текста это приводит к увеличению скорости прокрутки.
Существует три основных типа компьютерных мышек:
1) Механические. Принцип действия: вращение шарика внутри мышки при движении по поверхности стола. Они практически «отжили» свой «золотой век», ввиду возникновения проблем при длительном использовании.
2) Оптические. Принцип действия: маленькая камера, которая фотографирует поверхность, освещая ее при этом светодиодом.
3) Лазерные. Принцип действия: похож на принцип действия оптической мыши. Однако вместо камеры со светодиодом используется полупроводниковый лазер.
|
|
|
Современные мыши в подавляющем большинстве – оптические или лазерные.
Оптическая мышь подсвечивает находящуюся под ней поверхность. Этот свет отражается от поверхности и фиксируется оптическим устройством. Полученный "снимок" передается в микропроцессор мыши. На основании анализа череды последовательных "снимков" микропроцессор определяет направление перемещения мыши. Соответствующие сигналы передаются компьютеру.
Иногда мышь можно «обмануть» – для этого достаточно «оторвать» её от поверхности, чтобы свет не отражался и не попадал в оптический приёмник мыши. В этом случае, после установки мыши на новое место, указатель мыши останется на предыдущем месте, так как микропроцессор не сможет отследить направление перемещения мыши.
Компьютерные мыши бывают проводные (их подавляющее большинство) и беспроводные.
|
|
Первые соединяются с ПК при помощи кабеля, а вторые провода не имеют и передают информацию по радиоволнам на специальный приемник, который подключается кабелем к «мышиному» разъему ПК. Теоретически беспроводное мыши, конечно, более удобны: отсутствие кабеля даст полную свободу перемещения. Но такие мыши требуют дополнительного питания, они работают на батарейках.
На этом уроке мы познакомились с управлением компьютера с помощью мыши. Мы узнали об основных элементах мыши, назначении левой и правой клавиш мыши. Кроме того, рассмотрели основные приёмы работы с мышью.
На следующем уроке мы поговорим о том, что ещё умеет компьютер.
История компьютерной мышки
Начнем издалека, с человека, которого сейчас уже мало кто помнит. Дуглас Энгельбарт прославился многим, но знаменитостью так и не стал. Человек, которого забыли, он не умел продавать себя.
Какое же отношение его личность имеет к теме нашего урока? Все очень просто: его самое народное изобретение компьютерная мышь. Необходимость её создания созрела из-за проблемы отсутствия манипулятора для указания объектов при интерактивной работе с текстами.
Так, в 1962 году на свет родился дикого (на сегодняшний день) вида монстр в деревянном корпусе. Внутри устройства находились два металлических диска: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево.
Несколько модифицированная мышь Энгельбарта в 1968 году была продемонстрирована группе инженеров. Мышь имела три кнопки одинакового размера.
Позже разработка попала в исследовательский центр компании Xerox. Исследователи компании изменили конструкцию мыши, и именно в исследовательском центре Xerox компьютерная мышь стала похожа на современные устройства. Два диска были заменены небольшим шаром и роликами. Компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера Alto в начале 70-х. Впервые компьютерная мышь стала доступна обычным пользователям.
Дальнейшая история компьютерной мыши связана с компанией Apple. Стив Джобс, бывший исполнительный директор компании, заказал разработку упрощенной и более дешевой модификации мыши в исследовательском центре. Тогда разработчики еще больше приблизили конструкцию мыши к ее современному виду, сделав ее разборной: можно было вынуть шарик и очистить внутренности устройства. Кроме того, из трех кнопок оставили только одну.
Первая оптическая мышь была выпущена компанией Microsoft в 1999 году. А придуман этот вид мышей был в исследовательских лабораториях корпорации Hewlett-Packard. Точнее, в ее подразделении AgilentTechnologies, которое недавно полностью выделилось в отдельную компанию. AgilentTechnologies, Inc. сегодня монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, и никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают и не выпускают.
Механическая мышка
Ещё не так давно мечтой многих детей было разобрать компьютерную мышь, чтобы поиграться с резиновым шариком, который был в ней спрятан. Однако современные дети такой радости практически лишены. Куда же делся этот шарик? Почему механические мышки (а именно так называются мышки, в которых используются такие шарики) практически канули в небытие?
Принцип работы механической мышки был достаточно прост: при перемещении мыши ее резиновый шарик катится по поверхности коврика. Он вращает два валика, на которых закреплены диски с прорезями. Возле каждого валика есть специальный источник света – светодиод. Он посылает лучи света на вращающийся диск. Тонкие лучи от источника света прерываются при вращении дисков. Приемники света улавливают эти изменения и посылают сигналы компьютеру. По этим сигналам процессор отслеживает движения мыши и управляет перемещение указателя на экране монитора так, что тот копирует движения мыши.
Чем же не понравился этот незамысловатый и достаточно простой в реализации принцип? Какие недостатки механической компьютерной мыши привели к её «вымиранию»?
Самый главный недостаток шарика – это его способность собирать с поверхности коврика (или другой рабочей поверхности) всевозможные пылинки, ворс и т.п. Поскольку любая механическая деталь, особенно вращающаяся, очень чувствительна к любой грязи, то механические мыши довольно быстро ухудшали качество своей работы, её приходилось чистить. Кроме того, сам по себе шарик достаточно массивный, поэтому мышка была достаточно тяжёлой. Всё это, вместе с развитием технологий и привело к появлению оптической и лазерной мышек, которые оказались значительно более функциональными, лёгкими и удобными в эксплуатации, чем их механические собратья. Так механическая мышь оказалась вымирающим видом и её впору заносить в Красную книгу компьютерной техники.
Есть ли альтернатива компьютерной мыши?
На самом деле, модификаций компьютерной мыши существует великое множество. Подавляющее большинство таких модификаций относится к дизайну и всяким мелким «примочкам» – в стиле боковых клавиш, второго колеса прокрутки (для горизонтального перемещения страницы), специальных «геймерских» мышек (которые созданы для максимально комфортной игры за компьютером).
|
|
|
Однако существуют и принципиально отличающиеся в плане своей конструкции мышки, а также «мышкозаменители».
Так, компания Logitech создала модель MediaPlay, которая работает еще и как пульт дистанционного управления. На корпусе мыши установлено огромное количество дополнительных кнопочек с подсветкой, которые позволяют контролировать настройку звука в системе и выполнять множество других мультимедийных функций.
Не прижились созданные в 2001 году мыши с обратной связью. Такие мыши были оснащены механизмом обратной тактильной связи. Предполагалось, что это должно было обеспечить пользователю дополнительную помощь: мышь способна вибрацией корпуса информировать о пересечении границ окон или кнопок. Идея действительно новаторская, но, как выяснилось, не очень практичная: менее чем через два года манипуляторы были сняты с производства.
И, наконец, одна из самых необычных моделей компьютерной мышки –NoHandsMouse.
Это как бы мышь, которая управляется... ногами! Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только существенно более удобно в использовании по сравнению с обычными моделями мышей, но еще и позволяет избавиться от так называемого запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHandsMouse обе руки свободны для работы на клавиатуре.
Трекболы
Трекбол – это мышка наоборот.
Управление осуществляется не перемещением самого манипулятора, а вращением шарика в нужном направлении при помощи пальцев или ладонью. Обычно трекболы используются тогда, когда необходима очень высокая точность управления. Работа с трекболом требует намного меньше места по сравнению с мышью, а также позволяет не мучить запястье и избежать появления того самого синдрома. С другой стороны, научиться работать с мышью все же проще, а для игр трекбол не применим вообще.
TOUCH PAD
Что представляет собой TouchPad? На русский язык это слово можно перевести как «сенсорная панель».
TouchPad представляет собой панель, обычно прямоугольной формы, чувствительную к нажатию пальцев или ладони. Нажав пальцем на TouchPadи передвигая его по ее поверхности, пользователь может маневрировать курсором так же, как и при использовании мышки. Для выбора какого-то пункта меню можно нажать на кнопку, а можно непосредственно на плоскость TоuchPad. TouchPad играет такую же роль, как и мышка, но является более компактным, не требующим пространственного перемещения устройством ввода и идеально подходит для портативных компьютеров.
Джойстик – устройство ввода информации, выполненное в виде рукоятки управления и напоминающее по форме переключатель скоростей автомобиля или штурвал самолета.
|
|
В основном джойстик используется для компьютерных игр. Он позволяет пользователю испытать новые ощущения, а также предохранить клавиатуру от преждевременного разрушения во время воздушных сражений с самолетами противника. Джойстик подключается к компьютеру через специальный игровой порт.
Список рекомендованной литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- Интернет-портал Xvatit.com (Источник).
- Интернет-портал Nsportal.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- §2.6 Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
- Попытайтесь выполнить такое упражнение: 10 кликов левой клавишей мыши, 10 кликов правой клавишей мыши, 5 кликов левой клавишей мыши, 5 кликов левой клавишей мыши, по 2 клика левой и правой клавишами мыши попеременно 10 раз, по 1 клику левой и правой клавишами мыши попеременно 10 раз.
- Подготовьте небольшое сообщение о каком-либо виде компьютерной мыши.