Информатика
Тема 2: Человек и информацияУрок 1: Информация и знания. Мышление и его формы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Информатика 6 класс
Глава 2. Человек и информация.
Урок 1. Информация и знания. Мышление и его формы.
Введение
Информация играет в жизни людей огромную роль. Мы получаем ее с помощью органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добывая в процессе деятельности.
На данном уроке будут рассмотрены вопросы:
· Чем является информация для человека?
· Из чего складывается восприятие?
· Что такое мышление?
· Что такое понятие?
Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливало о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Информативность сообщения зависит от жизненного опыта, знаний получателя информации.
Понятие информация
Таким образом, информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.
Знания
Все знания, которыми обладает каждый, можно условно разделить на две группы: факты и правила.
К фактам относятся:
· Знания об определенных явлениях;
· События;
· Свойства объектов;
· Зависимости между объектами.
К правилам относятся знания о последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.
Факты
Описание фактов можно начать со слов: «Я знаю, что...». Приведем пример из истории:
1. «Я знаю, когда произошло Бородинское сражение» (рис. 1)
2. «Я знаю, кто разработал периодическую систему элементов» (рис. 2)
Рис. 1. (Источник)
Рисунок 2.
Описание правил можно начинать со слов: «Я знаю, как...», «Для того чтобы...».
Например: «Я знаю, как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную» (рис. 3).
Рисунок 3.
________________________________________________________________________
Я знаю, что...
К фактам, которые нам несут знания, относятся явления, события, свойства и зависимости.
Начинаются факты со слов «Я знаю, что...».
Например:
История – «Я знаю, что Куликовская битва – это сражение войск русских княжеств против ордынцев 8 сентября 1380 г. на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча».
Астрономия – «Я знаю, что солнечные и лунные затмения происходят тогда, когда Солнце, Луна и Земля в своем видимом взаимном перемещении занимают положение на одной линии».
География – «Я знаю, что Волга – самая большая река в Европе, ее длина 3530 км».
Я знаю, как...
Правила – это последовательности действий, направленных на достижение некоторой цели.
Начинаются правила со слов «Я знаю, как» или «Для того чтобы».
Например:
Математика – «Для того чтобы узнать, делятся ли числа нацело друг на друга, нужно знать признаки делимости». Пифагор и его ученики изучали вопрос о делимости чисел. Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), они называли совершенным числом.
Русский язык – Правило фонетического разбора слова (рис. 4).
|
|
Рисунок 4.
_____________________________________________________________________________
Познание и его формы
Получение знаний или познание реальной действительности – это ее отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственная (с помощью органов чувств) и логическая (абстрактное мышление).
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность или окружающий мир. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – это средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Чувственное познание можно разделить на следующие направления:
1. Ощущение;
2. Восприятие;
3. Представление.
Чувственное познание позволяет нам принимать сигналы из внешнего мира и обрабатывать в дальнейшем с помощью головного мозга.
Чувственное познание: ощущения
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Каждый объект имеет не одно свойство, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности. Например:
· Зеленая;
· Колючая;
· Пахнет смолой;
· Длинные иголки.
Здесь речь идет о сосне (рис. 5).
Рисунок 5. Сосна.
· Оранжевый;
· Овальный;
· Кислый;
· Сочный;
· Ароматный.
Это апельсин (рис. 6).
Рисунок 6. Апельсин.
Чувственное познание: восприятие
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. Восприятия одного и того же объекта разными людьми бывают различными. Например, посмотрите на картину (рис. 7) художника Ивана Хруцкого «Плоды».
Как вы думаете, воспринимает эту картину художник? Наверное, он восхитится тем, как переданы цвета в этой картине, как расположены объекты.
А что об этой картине скажет биолог? Он, например, расскажет о том, какие изображены плоды на картине.
Что скажет повар? Он может сказать о том, как можно использовать эти плоды для приготовления различных блюд.
Что скажет историк? Историк, возможно, сможет рассказать про то время, когда работал этот художник.
Рисунок 7.
Разные люди имеют разное восприятие объекта. Восприятие каждого человека зависит от его прежнего опыта и знаний. Например, мы увидели тучи на небе, возможны следующие реакции:
· Скоро пойдет дождь;
· Будет не так жарко;
· Мы не пойдем гулять.
Все ответы разные.
Чувственное познание: представление
Представление – чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. Например, когда мы слышим слово «спорт», то каждый из нас представит нечто подобное тому, что изображено на картинке (рис. 8). И при этом каждый будет вспоминать что-то более близкое ему
Рисунок 8.
С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы, такое познание называется чувственным познанием. Но возможности чувственного познания ограничены. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.
Мышление
Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Мышление – это сознательный процесс переработки и усвоения информации. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. Мышление помогает:
· Познать законы окружающего мира;
· Сделать научное открытие;
· Получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Всем этим занимается наука логика.
Логика
Логика – это наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательства. Данная наука возникла давно, с глубокой древности люди изучали эти возможности.
____________________________________________________________________________
Основоположники логики
Основоположником науки логики считают древнегреческого мыслителя Аристотеля (рис. 9). Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире на побережье Эгейского моря.
Аристотель ввел основные формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Рисунок 9. Аристотель
Эта тема волновала всех мыслителей всех времен, это изображено на фреске Рафаэля Санти «Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель» (рис. 10).
Основы формальной логики рождались в спорах и диалогах Аристотеля и Платона о Сократе.
Немецкий философ Готфрид Лейбниц (рис. 11) (1646–1716) считается основоположником математической (символической) логики. Предположил, что размышления можно заменить математическими вычислениями.
Рисунок 11. Готфрид Лейбниц
Джордж Буль (рис. 12) (1816–1864). Английский математик. Он придумал систему обозначений и правил, пользуясь которыми можно было закодировать любые высказывания, а затем манипулировать ими как обычными числами.
Рисунок 12. Джордж Буль
________________________________________________________________________
Наука логика определяет, что формы мышления представляют собой три разновидности, каждая из которых взаимосвязана, и без одного из них невозможно существование другого:
1. Понятие;
2. Суждение;
3. Умозаключение.
Список рекомендованной литературы.
1) Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2) Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.
1) http://ladlav.narod.ru/i_k_r6_2.htm
2) http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659322
3) http://festival.1september.ru/articles/569923/
Рекомендованное домашнее задание.
1) §2.1, §2.2 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
2) Стр. 33 задание 4, 5 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
3) Стр. 37 задание 1–5 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);