Литература
Тема 1: ВведениеУрок 2: Религия в современном мире
- Видео
- Тренажер
- Теория
Положение религии в современном обществе
Можно предположить, что сейчас положение религии не то, что было прежде. То есть современный мир меняется, но, возможно, меняется и религия.
Сравнительно недавняя статистическая картинка о положении религии и ее доле в современном мире была следующая: из населения всего земного шара 33% — христиане, 23% — мусульмане, затем индуисты и так далее, и где-то 11-16% — неверующие. К неверующим относят атеистов и агностиков.
Атеисты — это люди, которые абсолютно уверены в том, что Бога нет и нет ничего, кроме этого мира. Агностики на вопрос о существовании бога отвечают более уклончиво: «Не знаю, похоже, что его нет, не могу доказать, что Бог не существует».
При этом атеисты принципиально отрицают, агностики сомневаются, но уверены в том, что доказать существование Бога они не могут. То есть в мире есть верующие люди разных направлений, религий и есть люди неверующие. И как они сосуществуют между собой, друг с другом — это, конечно, самый интересный вопрос.
Рис.1 Церковный алтарь, сакральное место (Источник)
Есть мировые религии, которые распространены по всему миру: христианство, ислам, буддизм, индуизм. При этом эти религии тоже не стоят на месте, они развиваются. Мы видим, что христианство в начале XXI века отличается от того христианства, которое существовало в начале XX века. С религиями тоже что-то происходит, хотя, по существу, религия — это самая консервативная вещь на свете, потому что хранит верность изначальному приданию. Придание — это то, что изначально было открыто родоначальниками, основателями религии. Тем не менее религии изменяются.
Наш современный мир традиционно представляется миром светским, по крайней мере в реальной жизни. У нас светское государство, школа, обычаи, религия практически не выходит на первый план в публичном пространстве. Но при этом мы замечаем, что все чаще и чаще религия проявляется в той сфере, в которую ее раньше просто не допускали.
Конфликт религии и науки в современном мире; открытие Галилео
Современная культура, культура политиков, предпринимателей, культура как таковая, сформировала свободное от религии пространство. Это было достижение европейского XIX века. То есть религия может существовать, но где-то на особой территории, в специально отведенных для нее зонах. В большой жизни ее нет. Более того, со светским пространством современного мира, религия находится в постоянном конфликте и главный конфликт — это конфликт религии и науки.
Раньше все про жизнь человека, про устройство мира, про устройство человеческого общества говорила религия, а потом это место заняла наука и стала объяснять с большим успехом. И это научное объяснение люди считают основополагающим. Ключевым событием, которое стало началом конфликта между религией и наукой, считают дело Галилея.
Рис.2 Галилео Галилей, статуя (Источник)
Галилео Галилей, известный математик, астроном начала XVII века, который вступил в конфликт с католической церковью, был осужден инквизицией и стал мучеником науки. Так считали в XIX веке, во многом это просто миф о Галилее, который всё-таки не отрекся, и, несмотря на приговор инквизиции, говорил, что земля вертится. Он хотел доказать, что все устроено иначе: не мир крутится со всеми планетами, небесными телами, вокруг Земли, а Земля обращается вокруг солнца.
Итоги конфликта церкви и науки; последствия конфликта для развития нового взгляда на религию
В начале XX века глава католической церкви, тогда это был папа Иоанн Павел II, сказал, что всё-таки необходимо разобраться, что же тогда произошло и что породило этот конфликт науки и религии, кто был прав — Галилей или представители инквизиции.
Для начала XVII века и Галилей, и представители инквизиции говорили на одном языке, безусловно, они были людьми верующими, то есть это был научный конфликт того времени.
Однако, с точки зрения современной католической церкви не правы были представители инквизиции, они преступили свои границы, вторглись в чужую компетенцию (компетенцию науки).
С того момента все изменилось. Церковь, которая существует на протяжении двух тысячелетий, вынуждена была признать, что в то время она была не права, а прав был Галилей, и как сказал Иоанн Павел II, — Галилей был ближе к истине. Этот случай пересмотра дела Галилея, с точки зрения католической церкви, очень показателен.
Рис.3 Статуя Иоанна Павла II (Источник)
Уже в XX веке начались попытки заново взглянуть с точки зрения религии на неверие и с точки зрения неверия на религию. Не обязательно конфронтация, не обязательно лобовое столкновение, взаимное отторжение, возможен диалог. Религиозные люди стали интересоваться, почему другие люди не верят.
Что это за явление такое — атеизм, агностицизм? Если в XIX веке церковь однозначно заявляла, что атеизм — это бред, что-то вроде болезни, а атеисты — это больные люди, то уже в XX веке католическая церковь стала смотреть на это, как на очень странное явление, которое достойно изучения. Эти люди идут в неверии своим путём и этот путь тоже имеет право на существование.
Но это люди, с точки зрения религии такие же творения бога, значит с ними нужно установить отношения, надо с ними разговаривать, учиться их понимать.
Постепенно возникают целые направления, которые называются диалогом с неверующими. В этом диалоге принимали участие учёные, исследователи и верующие, и неверующие, для рассмотрения принимались какие-либо научные проблемы. Это становится интересно и миру религии, и так называемому миру неверия, но это такой же мир, в котором живут и люди религиозные.
Концепция Большого взрыва и ее влияние на научное толкование возникновения Бога
В то же время и многие представители современной науки допускают существование тех причин, которые являются по сути религиозными. Прежде всего в сотворении мира. Есть знаменитая концепция Большого взрыва.
Большой взрыв - общепринятая космологическая модель, описывающая раннее развитие вселенной, а именно: начало расширения вселенной, до которого она находилась в сингулярном (чрезвычайно плотном) состоянии. То есть того начала, которое стало основой в появлении современного мироздания. Отсюда следует, что наука напрямую о Боге не говорит и не может говорить, она может говорить только о тех последствиях, в котором фактор бога является решающим. И это вполне согласуется с научной картиной мира.
Рис.4 Большой взрыв в галактике (Источник)
Есть принципиальные учёные-атеисты, которые отвергают существование Бога и в зависимости от этого строят свои научные концепции, разработки, есть агностики, которые принципиально не отрицают наличие Бога, но в свою картину могут поместить действия религиозных факторов. Прежде всего решить, в согласовании с религиозными взглядами, проблему происхождения мира, то есть сотворения мира.
Возникновение нового вида современной религии, нового трактования и понимания религии учеными, верующими и неверующими
В XX веке были осуществлены целые эксперименты по уничтожению религии, появились официально такие атеистические государства как Албания. В Советском Союзе религия преследовалась, ущемлялась, находилась под жёстким контролем, но после того, как в Европе произошли политические изменения и коммунистические страны исчезли, и люди стали говорить о религиозном возрождении.
Религия восстанавливала прежние позиции, но и изменялась, приносила новые формы. Так восстанавливается христианство, ислам и сейчас видно стремительное изменение ислама в мире.
Появляются новые формы религии, которых раньше не было. Современные люди легко соединяют элементы разных религий и собирают свою собственную религию. Изменяется мир, становится менее декларированно-секулярным, менее декларированно-светским, изменяется религия, которая из старых норм порождает новые религиозные течения. Все находится в постоянном развитии.
И здесь учёные даже не в состоянии уследить за этими изменениями. Поэтому можно часто слышать, что сейчас наступила новая эпоха— постсекулярная.
Направление диалога становится открытием XX века. Диалог ведут между собой люди веры, и люди неверия, но диалог начинают вести и представители религии, тех религий, которые раньше жили в жёсткой конфронтации.
Диалог ведут между собой представители разных ветвей христианства: католики, протестанты, православные, диалог ведут между собой представители ислама и христианства, и другие.
Рис.5 Исламская молитва (Источник)
Мир пытается выйти из состояния радикальной конфронтации, между верой и неверием, между исламом и иудаизмом, между христианством и исламом. Люди ищут новый путь существования. И здесь они познают новые ценности, которые относятся к их собственным религиям. То есть религия может развиваться и это тоже нам показал XX век. Поэтому проблемы остаются, они становятся всё более и более интересными, религия оказывается живой, она порождает новые формы и существования. Вместе с религией изменяется мир и эта тема, которая нуждается в своем развитии и в дальнейшем наблюдении. Вот чем занимаются современные историки религии.
Домашнее задание:
Дайте развернутые ответы по каждой религии (буддизм, христианство, ислам) согласно плану:
- Год возникновения религии;
- Главный Бог;
- Пророк или ученик, распространявший религию;
- Главная священная книга;
- Где совершают обряды, моления;
- Главная заповедь, идеология религии.
Список литературы:
- Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Под ред. Карпова С.П., − История. 10 класс. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. − начало XXI в. (базовый и углублённый уровни). − ООО «Русское слово-учебник», 2017.
- Шубин А.В., − Всеобщая история. Новейшая история 10 класс. − ООО «ДРОФА», 2018.
- Уколова В.И., Ревякин А.В./Под ред. Чубарьяна А.О., − История. Всеобщая история 10 класс, − АО «Издательство «Просвещение», 2019.
Ссылки на интернет-ресурсы:
- Интернет-портал «hi-news.ru» (Источник)
- Интернет-портал «goal-life.com» (Источник)
- Интернет-портал «scepsis.net» (Источник)
- Интернет-портал «bigenc.ru» (Источник)
- Интернет-портал «grandars.ru» (Источник)
- Интернет-портал «azbyka.ru» (Источник)