Литература

Тема 3: Древнерусская литература

Урок 2: «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

 

 

14-й лист Радзивилловской летописи (список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград)

 

Рис. 1. 14-й лист Радзивилловской летописи (список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград) (Источник)

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и очень важным историко-политическим документом. Летописный свод кроме кратких погодных записей содержит много произведений различных жанров той эпохи – это предания, сказания, жития, поучения, легендарно-библейские, былинно-сказочные сказания и многие другие.

ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД – одна из форм русских средневековых историко-литературных сочинений. В сводах погодно (по годам) излагались события русской истории.

Перед обращением к тексту предания «Сказание о белгородском киселе», поясним значение некоторых слов, встречающихся в произведении. ПРЕДАНИЕ – в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях; возникает из рассказов очевидцев, но при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации. ОСАДА – окружение войсками укрепленного места с целью его захвата. ВЕЧЕ – собрание горожан для решения важнейших вопросов (рис. 2).

Репродукция картины А.М. Васнецова «Новгородское вече»

Рис. 2. Репродукция картины А.М. Васнецова «Новгородское вече» (Источник)

ПЕЧЕНЕГИ – объединение тюркских и других племен в VIII–IX веках в заволжских степях. Печенеги – кочевники-скотоводы, очень часто нападавшие на русские земли. Лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось с ними справиться (рис. 3).

«Пленные печенеги». 1896. Эскиз костюма к опере А.Н. Серова «Рогнеда»

Рис. 3. «Пленные печенеги». 1896. Эскиз костюма к опере А.Н. Серова «Рогнеда» (Источник)

А теперь обратимся к самому произведению:

«В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом... послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и поставить в него кадку и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже, если будете, стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его и пришли к другому колодцу и почерпнули меду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси».

Действие происходит в 997 году через пять лет после событий, описанных в «Сказании о Кожемяке». Таким образом, оба события происходили более чем за сто лет до того момента, как Нестор написал свою летопись, поэтому можно сделать вывод, что автор записывал то, что сохранила народная память.

«Сказание о Кожемяке» напоминает былину. Юноша Кожемяка предстает как сильный, могучий войн, готовый пожертвовать жизнью ради спасения родины.

БЫЛИНА – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.

«Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читал это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали сомнению. Это напоминает отношение к мифам.

Почему же горожане сначала хотели сдаться печенегам?

Они понимали, что нужно сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода. Но сдаться врагу унизительно, поэтому они рады любой возможности, чтобы сохранить свою честь и честь города. Именно поэтому они полностью доверились старцу и сделали все, что он им говорил, даже не догадываясь о его хитроумном плане. Военная хитрость удалась – город не погиб от голода.

Вспомним, кому из героев удавалось с помощью хитрости победить врагов.

Это, конечно же, Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем «Никто». Он же посоветовал ахейцам сделать троянского коня, с помощью которого была завоевана Троя.

Какой же смысл заложен во фразе горожан: «Мы имеем пищу от земли»?

Кроме прямого смысла хитрости, которая дала возможность обмануть печенегов, эта фраза несёт более глубокий смысл. Это наша земля она нас кормит, она же нас защищает, такой народ непобедим.

В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.

Летописание являлось важнейшим делом. Вот как об этом говорит летописец Пимен из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Действие происходит в келье Чудова монастыря в 1603 году.

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает –

Еще одно, последнее сказанье.

Свой долг Пимен видит в том, чтобы донести потомкам историю родины, это есть долг, «завещанный от Бога».

Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.

Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.

Напоследок обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева (рис. 4), большого знатока древнерусской литературы, благодаря которому мы можем знакомиться с древнейшими произведениями Руси.

Д.С. Лихачев

Рис. 4. Д.С. Лихачев (Источник)

Его переводы с древнерусского языка на современный точны, научны и понятны: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

 

Список литературы

  1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.
  2. Нестор Летописец. Повести Древней Руси. Пер. Д.С. Лихачева. – М.: «Азбука», 2002.

    Обложка книги «Повести Древней Руси»

    Рис. 9. Обложка книги «Повести Древней Руси» (Источник)

  3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История, культура и традиции Рязанского края. Как появилась письменность у древних славян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  2. Культурное наследие земли Смоленской. «Гороушна» – амфора с древнейшей русской надписью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  3. Нестор Летописец. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  4. Православный календарь. Преподобный Нестор-летописец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе» (пересказ с сохранением художественных особенностей).
  2. *Творческое задание по выбору.

    А. Письменное аргументирование.

    Д.С. Лихачёв писал: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». На примере «Сказания о белгородском киселе» приведите 2–3 аргумента, подтверждающего эту мысль.

    Б. Устное рисование.

    Репродукция миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец». 1919 г., акварель (Дом-музей В.М. Васнецова)

    Рис. 6. Репродукция миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец». 1919 г., акварель (Дом-музей В.М. Васнецова) (Источник)

    Рассмотрите внимательно репродукцию миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (рис. 6). Ответьте на вопросы и выполните задания.

    1. Что мы видим на картине?

    2. Как изображен летописец?

    3. Какова главная мысль этой миниатюры?

    4. Прочитайте отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

    Еще одно, последнее сказанье –

    И летопись окончена моя,

    Исполнен долг, завещанный от бога

    Мне, грешному.

    Как они подтверждают вашу мысль?

    5. Оформите ваши мысли в виде связного устного высказывания на тему «Летописание – «долг, завещанный от бога»».

 

Видеоурок: «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость) по предмету Литература за 6 класс.