Литература

Тема 8: Зарубежная литература

Урок 7: Рассказ Рея Бредбери «Каникулы». Что нужно человеку для счастья?

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Тема: Зарубежная литература XX века

Урок: Рассказ Рея Брэдбери «Каникулы»

 


1. Введение


Рей Дуглас Брэдбери (1920–2012)

Рис. 1. Рей Дуглас Брэдбери (1920–2012) (Источник)

Американский писатель-фантаст Рей Дуглас Брэдбери (рис. 1) стал одним из самых известных и читаемых писателей во всем мире. Его смерть в 2012 году оплакивали миллионы поклонников его таланта.

Писатель родился в бедной американской семье. Окончив среднюю школу, сразу пошел работать, так как денег на дальнейшее образование не было. В будущем писатель вспоминал: «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку». 

Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в 12 лет, когда написал собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.  

Рей  Брэдбери много читал и перенял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был  моим  отцом. Уэллс — мудрым  дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом…  Ну, кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»

Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы. С одним из фантастических рассказов Брэдбери мы познакомимся сегодня. Это рассказ «Каникулы».

Жанр – фантастический рассказ.  Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции (рис. 2):

Иллюстрация к рассказу Брэдбери «Каникулы»

Рис. 2. Иллюстрация к рассказу Брэдбери «Каникулы» (Источник)

«День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?

Парадо́кс (от др.-греч.— неожиданный, странный) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».  

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город  на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться?

А все началось с разговора, когда однажды вечером,  измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался:

«— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

— Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.

- Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:

«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы - муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье. Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: — Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».

Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:

«— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Наблюдая за героем, мы видим, что он живет  надеждой на то, что все вернется на круги свои:  «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:

«— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места.  Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»

Вывод. Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

 

Список рекомендованной литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник).
  4. Рей Брэдбери. Творчество. Биография (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ. Составьте его план.
  2. Мальчик написал письмо. Как вы думаете, о чем оно? Попробуйте составить и записать это письмо.
  3. Чему учит рассказ Брэдбери «Каникулы»?