Литература

Тема 5: Из литературы XIX века

Урок 16: Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Теория среды


Начиная читать рассказ, после первой фразы мы узнаем, что так заговорил о себе Иван Васильевич. Это рассказ в рассказе, идущий не от лица автора. Представлены воспоминания человека о том, как изменилась его жизнь от одного случая. Разговор шел о том, что для личного совершенствования необходимо изменить условия среды, в которых живут люди. Такая теория среды была очень распространена в XIX–XX веках. Суть ее в том, что человеческий характер зависит от формирующих его обстоятельств. Когда адвокаты выступали в суде присяжных в 1864 году, они напирали на то, что судьба их подзащитных трудна, оправдывая их поступки. Теория среды имела много сторонников, таких как Добролюбов, Чернышевский, и серьезных противников, самыми заметными были Достоевский и Толстой.

В человеке изначально заложены нравственные чувства, как бы человек себя ни оправдывал, он понимает, что поступил неправильно. Этот нравственный закон открыл в конце XVIII века Эммануил Кант. В рассказе «После бала» действует этот закон.

Полковник, отец Вареньки, узнав в толпе Ивана Васильевича, отвернется, потому что понимает, что делает плохо.


Сравнение произведений


В портрете полковника подчеркиваются такие детали: усы как у Николая I и выправка. Упоминается Николай Павлович Романов не просто так – для Толстого он является воплощением деспотической и самодовольной власти.

Рассказ состоит из двух контрастных частей – бала и экзекуции.

Приведем цитату из «Войны и мира» (том 1), когда Князь Андрей объезжает позиции перед сражением:

 

«…князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом, и не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:

– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!

И все слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.

– Еще, еще, – приговаривал майор.

Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта».

 

Сопоставим эту сцену со сценой из позднего рассказа Толстого. В «Войне и мире» солдата наказывают за кражу, в рассказе «После бала» гоняют татарина за побег. Слово «неестественно» встречается и в первой сцене, и во второй. В «Войне и мире» неестественный крик, в «После бала» неестественна спина наказываемого:

 

«Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

 

Татарин обращается к наказывающим его: «Братцы, помилосердствуйте», но они далеко не милосердны. Полковник не только принимает участие, но и бьет солдат за то, что они недостаточно сильно наносят удары.


Ранний и поздний Толстой


Если сравнивать творчество раннего и позднего Толстого, можно сказать, что от произведения к произведению усиливается критика современного общества, государства как машины насилия. Чтобы уйти от насилия, автор дает обобщенный рецепт в рассказе – не служить. Когда Иван Васильевич говорит, что нигде не служил и никуда не годился, ему возражают:

 

«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.

– Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – сказал один из нас. – Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

 

Толстой считает, что нужно делать так, чтобы твое существование было полезно для других, личное воздействие человека на людей очень важно и существенно.

 

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Rvb.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Briefly.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. В чем заключается теория среды?
  2. Как отличаются ранние и поздние произведения Л.Н. Толстого?
  3. Прочитайте самостоятельно рассказ «После бала».