Литература
Тема 5: Из литературы XIX векаУрок 16: Рассказ Л.Н. Толстого «После бала»
- Видео
- Тренажер
- Теория
Теория среды
Начиная читать рассказ, после первой фразы мы узнаем, что так заговорил о себе Иван Васильевич. Это рассказ в рассказе, идущий не от лица автора. Представлены воспоминания человека о том, как изменилась его жизнь от одного случая. Разговор шел о том, что для личного совершенствования необходимо изменить условия среды, в которых живут люди. Такая теория среды была очень распространена в XIX–XX веках. Суть ее в том, что человеческий характер зависит от формирующих его обстоятельств. Когда адвокаты выступали в суде присяжных в 1864 году, они напирали на то, что судьба их подзащитных трудна, оправдывая их поступки. Теория среды имела много сторонников, таких как Добролюбов, Чернышевский, и серьезных противников, самыми заметными были Достоевский и Толстой.
В человеке изначально заложены нравственные чувства, как бы человек себя ни оправдывал, он понимает, что поступил неправильно. Этот нравственный закон открыл в конце XVIII века Эммануил Кант. В рассказе «После бала» действует этот закон.
Полковник, отец Вареньки, узнав в толпе Ивана Васильевича, отвернется, потому что понимает, что делает плохо.
Сравнение произведений
В портрете полковника подчеркиваются такие детали: усы как у Николая I и выправка. Упоминается Николай Павлович Романов не просто так – для Толстого он является воплощением деспотической и самодовольной власти.
Рассказ состоит из двух контрастных частей – бала и экзекуции.
Приведем цитату из «Войны и мира» (том 1), когда Князь Андрей объезжает позиции перед сражением:
«…князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом, и не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И все слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта».
Сопоставим эту сцену со сценой из позднего рассказа Толстого. В «Войне и мире» солдата наказывают за кражу, в рассказе «После бала» гоняют татарина за побег. Слово «неестественно» встречается и в первой сцене, и во второй. В «Войне и мире» неестественный крик, в «После бала» неестественна спина наказываемого:
«Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Татарин обращается к наказывающим его: «Братцы, помилосердствуйте», но они далеко не милосердны. Полковник не только принимает участие, но и бьет солдат за то, что они недостаточно сильно наносят удары.
Ранний и поздний Толстой
Если сравнивать творчество раннего и позднего Толстого, можно сказать, что от произведения к произведению усиливается критика современного общества, государства как машины насилия. Чтобы уйти от насилия, автор дает обобщенный рецепт в рассказе – не служить. Когда Иван Васильевич говорит, что нигде не служил и никуда не годился, ему возражают:
«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.
– Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – сказал один из нас. – Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Толстой считает, что нужно делать так, чтобы твое существование было полезно для других, личное воздействие человека на людей очень важно и существенно.
Список литературы
- Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013., Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
- Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- В чем заключается теория среды?
- Как отличаются ранние и поздние произведения Л.Н. Толстого?
- Прочитайте самостоятельно рассказ «После бала».