Литература

Тема 5: Из литературы XIX века

Урок 5: Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

Тема данного урока: «Александр Сергеевич Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина, «История Пугачева» и различия между художественным произведением Пушкина «Капитанская дочка» и историческим трудом автора». На уроке мы ограничимся темы фактами, которые в итоге приведут нас к выходу в 1836 году в ноябрьском выпуске журнала «Современник», который издавал Пушкин, последнего его крупного произведения – «Капитанской дочки». В предшествующий месяц, сочиняя так и не завершенное произведение, посвященное 19 октября, Пушкин напишет несколько строф:

 

 

«Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром – нет! – промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, –
Ужель один недвижим будет он?

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари».

 

Казалось бы, что общего между повестью, посвященной восстанию Пугачева, и этим стихотворением автора, связанным с его личной судьбой, нет. Но это не так. Общее – это погруженность Пушкина и его лирического героя в историю. Ведь автор рассказывает о создании Лицея, погружая этот рассказ в «дни Александровы», вспоминая наполеоновские войны, Отечественную войну 1812 года. И тогда мы можем обнаружить, что в обоих произведениях реализован особый способ художественного мышления Пушкина, который принято называть историзмом. И это не только особенность Пушкина, но и веление эпохи, влияние на его творчество эпохи романтизма. Ведь именно романтики открыли интерес к Средним векам и национальной истории. В сегодняшние времена постмодернизма, когда история превращается в предмет художественной игры, особенно любопытно обратить внимание на этап в русской культуре, когда историзм только формируется.

 

Историческая тема в творчестве Пушкина

 

 

Именно в атмосфере особого понимания истории с самого начала развивается творчество Пушкина, еще с лицейских годов. Достаточно напомнить эпизод со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе», которое Пушкин торжественно прочитает на экзамене в присутствии Гавриила Романовича Державина (рис. 1).

 

Рис. 1. Гавриил Романович Державин (Источник)

В этом стихотворении Пушкин подражает своему любимому поэту Константину Николаевичу Батюшкову и его исторической элегии «На развалинах замка в Швеции», которую тот написал незадолго до Пушкина. Оба стихотворения выстраиваются в виде воспоминаний, связанных с наблюдением за окружающей обстановкой. Например, в стихотворении герой, гуляя по Екатерининскому парку, видит памятники, воздвигнутые в честь воинских побед второй половины XVIII века, в частности Чесменскую колонну, возведенную в память о победе русских войск над турками. Одним из участников этих событий был дед Пушкина – Иван Абрамович Ганнибал.

Вероятно, самым важным событием в жизни Пушкина-лицеиста было то, когда 24 мая 1816 года в Царском Селе поселился Николай Михайлович Карамзин (рис. 2). Он приехал из Москвы в Петербург издавать первые восемь томов «Истории государства Российского». Это издание охватывает колоссальный объем, начиная с истории древних славян и заканчивая эпохой правления Ивана Грозного.

Рис. 2. Н.М. Карамзин (Источник)

Для истории России именно «История государства Российского» Карамзина явилась тем источником, из которого все писатели золотого века русской литературы черпали свои исторические сюжеты. И тогда между семнадцатилетним Пушкиным и Карамзиным завязались дружеские отношения.

Намного позже Пушкин вспоминал это событие.

«Это было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «Русской истории» Карамзина вышли в свет. Я прочел их в моей постеле с жадностию и со вниманием. Появление сей книги (так и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление, 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего никак не ожидал и сам Карамзин) – пример единственный в нашей земле. Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом.<...>

Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него? Повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».

Английский писатель В. Скотт издаст шесть своих исторических романов, посвященных истории Шотландии. При этом важно, что именно в творчестве Скотта будет формироваться не просто жанр исторического романа, а его особый вариант, когда исторические события изображались «домашним образом».

В свете выхода «Истории государства Российского», которая в первую очередь открыла историю древней Руси, выдающиеся учителя Пушкина задумывают создание поэмы, связанной с временами князя Владимира. Такие идеи возникают у Константина Николаевича Батюшкова (рис. 3), у В.А. Жуковского.

Рис. 3. К.Н. Батюшков (Источник)

Но ни тот, ни другой такой поэмы не создадут, а Пушкин это сделает. В 1820-е годы он издаст поэму «Руслан и Людмила», действия которой разворачиваются в эпоху Владимира.

В 1824 году Н.М. Карамзин издает еще два тома истории, и нам будет интересен 11-й, посвященный Борису Годунову. На это издание откликнется Пушкин, находящийся в ссылке: он начнет работу над первой в русской литературе исторической драмой. Не случайно после смерти Карамзина 1826 году Пушкин посвятит эту трагедию его светлой памяти.

Карамзин не просто излагает исторические факты, а повествует о них как писатель и художник. Воссоздавая образ Годунова, он использует не только летописи, но и обращается к творчеству английского драматурга Уильяма Шекспира, создавая противоречивый характер своего персонажа. Пушкин при создании своей драмы обращается к тем же источникам. Но если для Карамзина история народа принадлежит государю, то для Пушкина она принадлежит народу.

При создании драмы «Борис Годунов» Пушкин впервые сталкивается с такой специфической национальной формой протеста, которая вылилась в идею самозванства. С формальной точки зрения самозванец выдает себя за оставшегося в живых последнего потомка династии Рюриковичей, в то время как на троне оказывается лжецарь Борис Годунов. В рамках этого обстоятельства и разворачивается конфликт, который в дальнейшем перерастет в первую Отечественную войну. Эта война завершится избранием на трон династии Романовых.

Выбирая этот кровавый драматический сюжет, связанный с престолонаследием, Пушкин пытается ответить Александру I, отправившему его в ссылку (рис. 5).

Рис. 4. Александр I (Источник)

Пушкин намекает на драматические обстоятельства, при которых Александр взошел на трон. Всем было известно, что Александр знал о заговоре против своего отца и не помешал ему осуществиться, оказавшись отцеубийцей.

Пушкин завершит свою работу над «Борисом Годуновым» 7 ноября 1825 года. 19 ноября 1825 года умирает Александр, уже 14 декабря того же года произойдет восстание декабристов. Становится понятно, что выбор Пушкиным такого кровавого сюжета, связанного с престолонаследием, с последующими бунтами, оказался пророческим. Однако в восстании будет участвовать не простой народ, а знать, в том числе два лицейских приятеля Пушкина – Пущин и Кюхельбекер.

Если начало царствования Александра было омрачено смертью отца, то начало царствования его брата Николая оказалось омрачено другими обстоятельствами: восстанием, следственным делом, ссылками, казнью. Единственным преступником, который был помилован на фоне всех этих печальных обстоятельств, оказался ссыльный Пушкин, которого император вызвал в Москву для личной беседы. 8 сентября 1826 года эта встреча состоялась. Пушкин привез царю самые важные произведения, написанные в ссылке, «Пророка» и «Бориса Годунова». Именно после этой встречи между Пушкиным и Николаем началась история их взаимоотношений. В связи с этими обстоятельствами в творчестве Пушкина возникнет важная историческая тема – тема Петра. Сначала она возникает в стихотворении «Стансы», обращенном к Николаю, затем – в произведениях «Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник» и незавершенной «Истории Петра».

В 1831 году в Царском Селе Пушкин вновь встречается с Николаем, царь возвращает писателя на службу в Министерство иностранных дел. Он поручает Пушкину закончить дело Карамзина и продолжить написание истории. Пушкин с восторгом откликается на это поручение. Правда, «История Петра» так и не будет завершена, а «История Пугачева» останется единственным историческим произведением автора (рис. 5).

Рис. 5. Емельян Пугачев (Источник)

7 февраля 1833 года Пушкин обращается с письмом к военному министру Чернышову и просит разрешить ему работу в архивах Генерального штаба, связанную с биографией генералиссимуса Суворова. Разрешение было получено, но вместо работы над биографией Суворова Пушкин начнет собирать материалы, связанные с пугачевским восстанием. Летом Пушкин совершит поездку по местам бунта, во время поездки писатель встретится с людьми, сохранившими память о Пугачеве. Тем самым автор пытается сверить собранные в архивах данные с рассказами очевидцев. В результате он создаст первую документальную историю крестьянского восстания и историю вождя этого восстания. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, – писал впоследствии Пушкин об источниках своей «Истории», отвечая ее критикам, – и, сверх того, восемнадцать толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память исторической критикою».

Он намеренно отрекается от субъективного суждения о лицах и событиях, он хочет говорить языком самой истории, приводит факты и свидетельств, освещающие события с разных сторон. Пушкин отказывается идеализировать историческое лицо, он объективно рассказывает об ужасающей жестокости Пугачева и его сподвижников, при этом никак её не комментируя. Важно было определить причину этих восстаний. Пушкин, описывая историю казачества, начинает ее, вспоминая, что казаки селились в пространстве между Волгой и Яиком, убегая из центральной России именно потому, что желали оставаться свободными. Именно в этот период вольница прекращала свое существование, правительство оказывало давление на казаков. Казаки неоднократно жаловались императрице на ущемление их прав, но она бездействовала, в конце концов, это привело к первому восстанию в 1771 году, которое с жестокостью было подавлено.

«Тайные совещания,– заключает первую главу Пушкин, – происходили по
степным уметам [Умет – постоялый двор (прим. А.С. Пушкина)] и отдаленным
хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя.
Предводитель сыскался».

Пушкин-историк, по существу, опроверг официальную версию, что мятеж был
вызван происками «Емельки», «злодейством» возмутившего народ.
Напротив, Пугачев «сыскался» для дела, которое уже объективно созрело в
силу ряда социальных и политических причин. Не будь Пугачева, «сыскался»
бы другой предводитель восстания. И тут вывод Пушкина расходится с официальной версией. «Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такою силою. Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции.
Довольно было появления двух или трех злодеев, чтоб взбунтовать целые области». Плохо вооруженные, разрозненные повстанцы, руководимые неграмотными
казаками, которые не умели вести крупных военных операций, не могли, конечно, долго противостоять регулярным правительственным войскам. В 1774 году восстание было подавлено, а Пугачев четвертован.

Восстание Пугачева развернулось под маской самозванца: он выдавал себя за Петра III, супруга Екатерины II.

Уже в XVIII веке история повторяла события конца XVI–XVII вв., описанные Карамзиным. Пушкин излагает историю совершенно другим способом, лишенным красочности, он говорит объективным языком документа. Его манера повествования была противопоставлена красочной манере Карамзина. Пушкин вынашивает идею создания на этом историческом материале повести в духе романов Вальтера Скотта.

 

Заключение

 

 

6 декабря 1833 года Пушкин написал графу Бенкендорфу о законченной истории, прося о разрешении представить ее высшему рассмотрению (рис. 6). По докладу Бенкендорфа Николай неожиданно ответил согласием на издание «Истории Пугачева». Царь выделит из казны средства на печать книги, а взамен потребует внесения некоторых коррективов. Например, было изменено заглавие.

 

Пушкин рассчитывал на то, что продажа «Истории Пугачевского бунта» принесет ему доход или как минимум перекроет ссуду императора. Но, к сожалению, история продавалась плохо, и именно с этой ссуды начинается история долга Пушкина, который останется и после его смерти неоплаченным. В 1834 году «История Пугачевского бунта» выходит в свет. Работа над произведением заняла у Пушкина всего год.

Рис. 6. А.Х. Бенкендорф (Источник)

Это минимальный срок для работы над таким сложным историческим трудом. Интересно то, что работа над вымышленной повестью «Капитанская дочка» заняла у автора целых три года. Причина такого расхождения, в первую очередь, – изменения в стиле повествования, ведь «Капитанская дочка» написана как мемуары, основанные на рассказах Гринева о том, как он встретил свою будущую супругу Машу Миронову.

Пушкину пришлось совершенно иначе взглянуть на фигуру Пугачева и кардинально поменять стиль письма. Он опубликовал повесть без подписи, и множество людей были введены в заблуждение и думали о повести как о реальных мемуарах. Вот что писала об образе Пугачева в этих произведениях Цветаева: «Пугачев «Капитанской дочки» и Пугачев «Истории пугачёвского бунта». Казалось бы, одно – раз одной рукой писаны. Нет, не одной. Пугачева «Капитанской дочки» писал поэт, Пугачева «Истории пугачёвского бунта» – прозаик». Но все-таки если «История Пугачева» воспринимается как правда, то, оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь заметит: «В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей – все не только самая правда, но еще как бы лучше».
 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Петрунина Н.Н. «История Пугачева»: От замысла к воплощению // «Русская литература». – 1974. – № 3. – С. 184.
  3. Овчинников Р.В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачева»). – Л., 1969. – С. 53–54.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «Az.lib.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «Xwap.me» (Источник)
  3. Интернет портал «5litra.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Сделайте сравнительный анализ образа Пугачева в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
2. Ответьте на вопросы:

  • Что стало причиной восстаний казаков и впоследствии Пугачевских бунтов?
  • Как царь отреагировал на просьбу Пушкина опубликовать «Историю Пугачева»?
  • В каких двух произведениях Пушкин освещает историческую фигуру Емельяна Пугачева?

3. Чей труд над историей России продолжил Пушкин по просьбе государя?
4. Нарисуйте несколько иллюстраций к повести А.С. Пушкина «История Пугачева».

 

Видеоурок: Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева» по предмету Литература за 8 класс.