Литература
Тема 4: Из литературы XVIII векаУрок 5: Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль»
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Тема урока связана с проблематикой пьесы Фонвизина «Недоросль» (рис. 1).
Н.В. Гоголь назвал эту пьесу общественной комедией.
Проблемы, затронутые в комедии:
● проблема образования и воспитания,
● проблема крепостного права,
● проблема дворянства.
Гоголь, сравнивая комедии Грибоедова и Фонвизина, пишет: «Обе комедии исполняют плохо сценические условия; в сем отношении ничтожная французская пьеса их лучше. Содержанье, взятое в интригу, ни завязано плотно, ни мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем не много заботились, видя сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним выходы и уходы лиц своих».
На этом уроке мы попробуем понять высшее содержание и значение, которое можно обнаружить в фонвизинской комедии.
Анализ комедии «Недоросль»
В основе данной комедии лежат классицистические правила: и очень четкая образная композиция, и разделение персонажей на группу положительных и отрицательных.
Персонажи «Недоросля»
Отрицательные персонажи:
● Митрофан
● Простакова
● Простаков
● Скотинин и др.
Положительные персонажи:
● Софья
● Милон
● Правдин
● Стародум и др.
Еще одна особенность классицистических жанров – говорящие фамилии. Фонвизин использует этот прием, наполняя персонажей определенным характерологическим значением и смыслом. Отрицательные персонажи в первую очередь связаны с родом Скотининых. Так, например, Простакова, которая, на первый взгляд, должна быть персонажем простым, оказывается Скотининой в девичестве и на самом деле под маской простушки скрывает скверный характер. Интересно, что Фонвизин предает теме «скотства» двойной оттенок: с одной стороны, глава семейства Скотининых на самом деле разводит скот, а с другой – его фамилия приобретает метафорический характер (рис. 2). И духовные ценности, и способ жизни отрицательных персонажей нельзя назвать иначе, чем скотством.
Автор мастерски организовывает подтекст метафорических значений, они, возникая в разных местах пьесы, складываются в общую картину, которую мы попробуем восстановить, опираясь на фрагменты комедии.
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя спинку, задрожит от радости.
Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.
Из этого отрывка можно понять, что Фонвизин приравнивает образ Скотинина к свиньям.
Милон (Скотинину). Разве она вам не сестра?
Скотинин. Чего греха таить, одного помету, да видишь, как развизжалась.
В итоге вся группа отрицательных персонажей объединяется писателем в одно целое в тот момент, когда семейство знакомится с приехавшим Стародумом.
Скотинин. Это, я сестрин брат. <...>
Простаков. Я женин муж.
Митрофан. А я матушкин сынок.
Таким образом, весь род объединяется Простаковой и она оказывается его главой.
Одной из важнейших тем для русской дворянской культуры была древность дворянского рода. Эта тема возникает и в фонвизинской комедии. Хвастаясь древностью рода, Скотинин вызывает у Стародума и Правдина ироническую реакцию:
Правдин (смеючись). Эдак вы нас уверите, что он старее Адама.
Скотинин. Хоть не многим, но древнее.
Этот отрывок отсылает нас прямиком к библейской истории, в которой рассказывается о шести днях сотворения Земли. Перед тем как Бог создает по своему образу и подобию человека, он сперва создает скот: «Создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их».
Автор еще раз подчеркивает низость этих людей, показывая, что перед нами всего лишь скот, персонажи, лишенные Божьего образа и подобия.
Кутейкин (открывает Часослов, Митрофан берет указку). Начнем благословясь. За мною, со вниманием. Аз же есмь червь…
Митрофан. Аз же есмь червь.
Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Сиречь. Аз есмь скот.
Митрофан. Аз есмь скот.
Кутейкин (учебным голосом). А не человек.
Митрофан (так же). А не человек.
Кутейкин. Поношение человеков.
Митрофан. Поношение человеков.
С одной стороны, перед нами возникает комическая ситуация, когда сам Митрофан вынужден назвать себя не человеком, а с другой стороны, ситуация выглядит драматической, подчеркивая степень морального падения персонажей.
Не менее важной в пьесы является бесовская тема. В христианской и ветхозаветной традиции свинья считалась нечистым животным. Так, в Евангелии Христос вылечивает одержимого, переселяя беса в свинью (рис. 3).
И таким образом, в евангельском контексте образ свиньи связан с темой бесовства. Фонвизин использует эту тему, связывая ее с образом Простаковой. Вспомним эпизод, когда героиня оправдывает в разговоре со Стародумом свою попытку украсть Софью.
Г-жа Простакова. <…> Ведь я человек, не ангел.
Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом.
Все эти эпизоды связаны между собой и в итоге формируют общий внутренний метафорический лейтмотив, который объединяет обычное занятие скотоводством с образом бесовства и с образом нелюдей.
Центром группы положительных персонажей является Стародум. Если применить принцип говорящих фамилий к данному персонажу, то сразу становится понятно, что это человек старых убеждений. Сам Стародум объясняет свою фамилию, говоря, в первую очередь, что думает так, как ему завещал отец.
Стародум.<...> Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
Если принимать во внимание, что Стародум – персонаж второй половины XVIII века, то совершенно ясно, что его отец персонаж первой половины того же века, а именно – Петровской поры. Создавая образ дворянина Петровской эпохи, Фонвизин меняет некоторые акценты, делая центральной темой эпохи нравственно-этическую. Все-таки для Петровской эпохи первоочередной темой дворянской культуры была тема необходимости несения военной службы. Только в середине XVIII века, при Петре Третьем, издавшем указ о вольности дворянства, дворянин приобретает возможность выбора между несением государственной и военной службы (рис. 4).
Обязательным условием поступление на хорошую должность была сдача экзамена, с которым и связан сюжет «Недоросля». Ведь Простакова заставляла своего сына учиться как раз для того, чтобы сдать экзамен.
Нравственно-этическая проблематика корректирует центральную тему просвещения и воспитания.
Еще одна важная сцена, которая, по мнению Гоголя, не вписывается в разворачивающееся действие, – сцена знакомства Стародума с племянницей Софьей. Стародум подходит к читающей Софье с намерением узнать, то именно она читает. Узнав, что племянница читает роман Франсуа Фенелона, Стародум отвечает ей:
«Фенелона? Автора Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай.
<...> Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корнем добродетель».
Таким образом, автор хотел донести до нас мысль, что не всякое просвещение идет на пользу, оно должно быть скорректировано и налагаться, в данном случае, на добродетель.
«<...>Ум, коль он только что ум, самая безделица
<...>Прямую цену уму даст благонравие.
Без него умный человек - чудовище.
<...>я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие».
Фонвизин связывает Стародума еще и с неожиданной темой благонравия. Автор указывает нам на эту тему еще в одном эпизоде, когда Стародум рассказывает, по какой причине он покинул двор и отправился в Сибирь, где смог сохранить свою высокую нравственность. В этой сцене герой говорит, что двор также может развратить человека.
Совершенно очевидно, что несут в себе обладатели фамилий Правдин и Милон. Это выводит нас к той мысли, что Фонвизин противопоставляет миру скотов и бесов вполне привычные нам силы истины, добра и красоты, которые способны с ним бороться.
Софья, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость», однозначно является положительным персонажем, однако в одном эпизоде комедии ей дается необычная характеристика: «Ты, мой сердечный друг, ты соединяешь в себе обоих полов совершенство». Таким образом, автор возвышает Софью, приравнивая ее образу ветхозаветной Софии, премудрости Божьей, за которую и сражаются положительные и отрицательные персонажи. В этом и есть высший смысл комедии, который, к сожалению, не все могут разглядеть в наше время.
Автор мастерски совместил в комедии общественную проблематику и несущую в себе метафорический и философский смысл высшую тему. Именно из-за слияния этих двух тем в пьесе одни и те же эпизоды могут быть прочитаны совершенно по-разному: и с трагической, и с комической точки зрения. Именно смелое смешение трагического и комического не вписывается в рамки привычной классицистической пьесы. И тут будет уместно упомянуть комментарий Ключевского касательно данной пьесы: «Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходу из него».
Сюжет «Недоросля» разрешается оптимистически: София-Премудрость оказывается вместе с Добром, Истиной и Красотой.
Фонвизин станет родоначальником комической традиции, которую продолжит Грибоедов (рис. 5).
Так, например, Молчалин, один из персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума», характеризуется с интересной точки зрения.
Чацкий. <...> А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Тем самым, Грибоедов приближает своего персонажа к той самой теме скотства, которую раскрывает Фонвизин. Несмотря на некоторое сходство пьес, финал грибоедовской все-таки более драматичный. Софья, за которую борются Чацкий и Молчалин, в итоге оказывается никому не нужной. Такой исход пьесы можно трактовать по-разному: с одной стороны, мир не нуждается в мудрости, мир сошел с ума. А с другой стороны, последующая русская литература будет искать ответ на поставленный Грибоедовым вопрос: есть ли в этом мире мудрость, можно ли извлечь из действительности нечто, что может примирить человека с несовершенством окружающей его жизни?
Заключение
Сегодня мы рассмотрели проблематику комедии Фонвизина «Недоросль», которую Гоголь охарактеризовал как ее высший смысл. Мы рассмотрели пьесу с точки зрения присутствия в ней философской темы.
Список рекомендованной литературы
1) Коровина В.Я. Литература 8 класс: учебник. В двух частях. 2009.
2) Незелёнов А.И. «Литературные направления в Екатерининскую эпоху». СПб., 1889 (Источник)
3) Штейн А.Л. Д.И. Фонвизин: 1745–1792: Очерк жизни и творчества». М., 1945.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1) Интернет-сайт litra.ru (Источник)
2) Интернет-сайт lit-helper.com (Источник)
3) Интернет-сайт resoch.ru (Источник)
4) Интернет-сайт allsoch.ru (Источник)
5) Интернет-сайт allsoch.ru (Источник)
Домашнее задание
1) Дайте характеристику одному положительному персонажу и одному отрицательному.
2) Ответьте на вопросы:
1. Докажите, что Простакова и Скотинин – невежды. Какие общие черты присущи этим персонажам?
2. Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку использовал Фонвизин?
3. Дает ли пьеса «Недоросль» основания полагать, что Д.И. Фонвизин, как говорил о нем А.С. Пушкин, – «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
3) Нарисуйте несколько иллюстраций к комедии Фонвизина «Недоросль».