Литература
Тема 3: Древнерусская литератураУрок 2: Исторические особенности, жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Приветствие, введение о том, о чём будет урок
Мы приступаем к теме «Древнерусская литература». Сегодня мы поговорим о появлении древнерусской литературы и о тех самых первых памятниках, которые в связи с этим появились.
Основание появления древнерусской литературы
В первом литературном произведении каждой национальной литературы есть своя загадка. Применительно к древнерусской литературе – это двойная загадка. И первая её часть связана с тем, что в Древней Руси появилось христианство. Вторая часть загадки связана с тем, что на Руси появилась письменность. Существует официальная версия, принятая всеми учёными, богословами до конца XIX века, которая потом стала потихоньку рассыпаться. В этой официальной версии совершенно чётко связывалось появления письменности с появлением христианства.
В 862 году святители Кирилл и Мефодий, братья, миссионеры, которые проповедовали христианство и одновременно письменность, изобрели кириллицу, названную по имени одного из братьев, это шифр, при помощи которого записывали слова, естественно давно существовавшего языка. Вторая дата, которая в связи с этим упоминалась, 988 год, когда Владимир, Князь Киевский, крестил Русь. Вот мы запоминаем две даты – 862 и 988 года.
По мере того, как мы знакомимся с источниками, оказывается, что эти даты не очень точные и не вполне достоверны. Дело в том, что Кирилл и Мефодий не могли изобрести письменность одновременно. Естественно, они пользовались теми существующими источниками письменности, которые были, по-видимому, в их распоряжении. Это были письмена и на пергаменте, и на бересте, распространённые, например, в Новгороде.
Рис. 1. Кириллица (Источник)
И написание этих букв, а уж конечно и звучание слов, и способы передачи мыслей и чувств, при помощи этих букв и слов, уже существовали. Кирилл и Мефодий упорядочили и узаконили применение той письменности, которая в момент их «прихода» на Русь, уже существовала. И это загадка, которая требует очень длительной и сложной разгадки, и, по-видимому, окончательной разгадки мы не найдём никогда.
Что касается христианства на Руси, то здесь есть точные и совершенно достоверные факты о том, что князь Владимир, крестивший своих двенадцать сыновей и многих других киевлян в это время, был уже христианином, он принял христианство раньше. Более того, христианство приняла его бабушка, киевская княгиня Ольга, и приняла она его в тот год, когда князь Владимир только родился, в 960 году.
Рис. 2. Крещение Руси князем Владимиром (Источник)
Княгиня Ольга официально приняла христианство в Византийском Херсонесе, это был ближайший город Византийской империи, который ближе всего находился географически к тогдашней России, Крым. Княгиня Ольга, по-видимому, тайно крестилась ещё раньше, а в 960 году официально приняла обряд крещения и вошла в тот христианский храм, куда некрещеным входить было запрещено. Поэтому понятно, что христианство пришло на Русь гораздо раньше 988 года, пришло и как религия, и как культура из Византии.
Первые летописи
Первое произведение, написанное кириллицей, появилось гораздо позже. Прежде всего, Евангелие. Есть давно вошедшие в научный обиход тексты Остромирова Евангелия XXI века, оно датируется 1050-ми годами. Также так называемый Изборник 1073 – 1076 годов, это были книги переводные, авторы которых были известны как святые апостолы, а переписчики своё имя не упоминали. Появилось первое имя переписчика черноризца, то есть монаха, жившего в Киеве. И книга, которая названа им самим «Повестью временных лет» или «Начальный летописью Ра», носит достаточно определённое и хорошо известное название – «Повесть временных лет черноризца Федосеева монастыря Печерского, откуда есть и пошла русская земля, и кто в ней почал первее княжить». Понятно, что до нас дошло не совсем то, что писал этот монах. Много раз переписывались разными переписчиками эти тексты.
Первый текст летописи – это текст, связанный с церковью, культурой и политикой. Летописец-монах, живший в монастыре, а монастырь не был отделён от государства, пользовался покровительством Киевского князя. И поэтому то, что делает летописец, связано с тем, чтобы прославить князя, утвердить княжество киевского, а не только просто записывать события. Далее летописец ставит перед собой задачу – утвердить веру христианства, против которой существовал определённый настрой того киевского населения, которое крестил Владимир, и это крещение встретило сопротивление. Поэтому самые первые летописи есть произведения и духовной, и светской литературы, произведения и политические, и литературные, и исторические.
Жития святых
Мы видим, что литература духовная, то есть связанная с деятельностью церкви, и литература светская, то есть не связанная с церковью, соединяются воедино в первых литературных источниках, которые до нас дошли. Это в полной мере и относится к такому жанру церковной литературы, как жития. Жития Святых – это книги, которые одновременно служили для укрепления и усиления веры, и для прославления княжеской власти. Жития святых, естественно появились гораздо раньше, они возникли ещё в греческой литературе, и первыми произведениями этого жанра были произведения, сначала рассказывающие о жизни самого Иисуса Христа, а затем рассказывающие о жизни его апостолов. Двенадцать известных апостолов, канонизированных всеми церковными конфессиями, выработали абсолютно точный и нерушимый шаблон литературы, по которому рассказывалась жизнь святого, шаг за шагом в соответствии с одним общим сюжетным планом. Святой должен был родиться у грешных родителей, они могли быть либо язычниками, либо недостаточно благочестивыми христианами. Должен был быть конфликт отцов и детей в первой главе жития. Далее, в детстве будущий святой должен был проявлять какие-то особые способности, какие-то особые таланты, отличающиеся от всех других детей. Следующий момент, святой должен был обязательно перетерпеть некие мучения в борьбе за веру и за отечество, а может быть из-за своего князя, своего покровителя. Эти мучения должны были закончиться его трагической гибелью, святой должен был пострадать и умереть мучительной смертью. Эта особенность впоследствии смягчалась, но она очень чётко прослеживается в основных источниках этой самой житийной, или как говорят учёные, агиографической литературы.
Русская литература была в этом смысле очень чёткой и последовательной продолжательницей всей мировой христианской традиции. Особенность заключалась в том, что автор жития был обязательно монахом монастыря, находившийся под покровительством князя. И заказ на житие он получал не только с целью укрепления веры, но и с целью укрепления государственности. Поэтому канонизировать, объявить святым требовалось обязательно отца, либо деда, князя, либо кого-то из знаменитых людей, живших на этой земле. Житие имело не только литературную и религиозную, а и политическую цель. Существовало твёрдое убеждение в том, что без святых не стоит ни один город. Средневековые города-крепости, города-государства обязательно должны были иметь своего святого покровителя, а если его не было, то его нужно было найти, канонизировать, признать святым и тогда решалась политическая задача, задача укрепления власти.
В этом смысле, житие является прямым предшественником будущих повестей русской литературы, вплоть до сегодняшнего дня. Можно перечислять их огромное количество, достаточно вспомнить трёх русских писателей, у которых была одна и та же фамилия. Был Лев Николаевич Толстой, который по канону жития изобразил жизнь Платона Каратаева в «Войне и мир», был Алексей Николаевич Толстой, который написал рассказ «Русский характер», в точности выполнив по житийному канону. А есть третья писательница, носящая ту же фамилию – Татьяна Толстая, у которой тоже в её новых книгах можно обнаружить связь с этим самым житийным каноном, который дал основу одного из самых активных жанров современной литературы. Потому что, рассказывая о жизни какого-то человека, мы неизбежно сталкиваемся с теми сюжетными моментами, которые существовали в древней житийной литературе, это детство, юношество, взросление человека, подвиги, которые он совершил.
Никуда не деться от той подробности жития, которая связана с чудесами. Для того, чтобы святой был канонизированным, он обязательно должен был совершать чудеса, которые могли происходить при его жизни или после смерти, при участии его мощей, либо какой-то одежды святого, либо какого-то атрибута, который сохраняется после смерти святого и вокруг которого происходят чудеса. Существовали традиции, в соответствии с которыми святым мог признаваться только тот человек, вокруг которого происходили чудеса. В традиции католической церкви существует специальная комиссия, которая исследует чудеса, происходившие при жизни или после смерти человека, которого собираются канонизировать. Приблизительно то же самое существует и в русской православной церкви. И эта традиция чудес, совершаемых в литературных произведениях благодаря особым свойствам характера определённого героя, полностью перешла из житийных в современную литературу.
«Слово о законе и благодати»
Наконец, памятник, дошедший до нас в достаточно целостном и исправном виде – самый древний текст русской литературы. Это не летопись, это не житие, это – слово. Это речь, произнесенная Киевским митрополитом Илларионом, по-видимому, около 1049 года, которая называется «Слово о законе и благодати». Это торжественная речь, одновременно и проповедь священнослужителей.
Рис. 3. Слово о законе и благодати (Источник)
Митрополит одновременно заинтересован в покровительстве князя, и эта речь, по-видимому, послужила тому, что у него с князем сложились особые доверительные отношения. Ярослав Мудрый вошёл в историю как один из просвещённых, один из самых значительных киевских князей. Первая и самая значительная часть всего текста это то, что сейчас считается его названием. Эта речь служила образцом, который повторялся на протяжении русской истории много веков. «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла. И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей».
В сущности, заголовок, который сохранился в этом памятнике, повторяет в точности те принципы, которыми руководствуются современные журналисты. Их учат сначала в первых трёх строчках дать главную информацию, а потом подробно рассказать это всё уже другими словами. Можно сказать, что в заголовке речи митрополита Иллариона есть некая программа всей древней русской литературы. Она связана с тем, что закону, то есть древней религии, из которой заимствована первая часть Библии – Ветхий завет, противопоставляется христианская вера, на которой основана вторая часть Библии – Новый завет. И несмотря на то, что закон отмирает, на смену ему идёт благословение, или благодать, выраженная христианской религией. Это не только факт религиозной жизни, но и так же факт политической жизни, потому что со сменой веры меняются и основы государственности, и основы взаимодействия людей, и основы политической жизни, и основы всего то, что продолжает оставаться сутью происходящих в литературе и около неё событий. И, по-видимому, людям, жившим в XI, XII, XIII и в следующих веках, вот эти речи митрополита Иллариона были известны. Потому что даже в раскопках великого Новгорода находят берестяные грамоты, по которым можно убедиться, что и дети, и взрослые, и авторы этих текстов осознавали себя в полной мере людьми, принадлежащими к этой религии, земле и этой системе отношений, при которой они умели строить своё будущее. Умели через слово, через запись передавать представление о том, какой им хочется видеть будущую свою жизнь. И в этом смысле все древнерусские памятники, о которых мы говорим, и летописи, и жития, и слова, произведения ораторской литературы, в полной мере живые и действенные произведения в том смысле, что их не просто можно читать, а, благодаря им, можно открывать что-то новое, что-то до сих пор неизведанное в нашей повседневной жизни.
Завершение урока
О том, какие были следующие шаги древнерусской литературы, мы продолжим и, по-видимому, завершим разговоры о древней литературе на следующих уроках, а пока урок окончен.
Список рекомендованной литературы
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.
- Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.
- Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Рекомендованное домашнее задание
- Чем вызвано появление древнерусской литературы?
- Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?