Литература
Тема 4: Литература XVIII векаУрок 1: Особенности русской истории и русской литературы в XVIII столетии. Литература и театр, журналистика и книгопечатание
- Видео
- Тренажер
- Теория
Вводная часть
На предыдущих уроках мы говорили о том, что между эпохами древности и нового времени в России проходит очень короткий срок – те самые две недели, которые прошли с 14 апреля 1682 года, когда умер Протопоп Аввакум, и по 27 апреля 1682 года, когда русским царем стал Петр I, которому в то время еще не исполнилось и 10 лет.
Средневековая история России продолжалась долгих 7-8 веков, а новая история началась бурно и внезапно. За те короткие 6-7 лет, в течение которых девятилетний мальчик Петр готовился к царствованию, Россия прошла путь больше, чем за предыдущие 300 лет. И с приходом на престол нового царя бурно ускорился исторический процесс, но замедлился процесс литературный. Литература как будто бы исчезла, поэтому придется начать с нескольких слов из истории, с того, почему так произошло.
Потешные полки Петра
В отрочестве Петр начал игру в отца. Он был отцом сначала своих игрушечных солдатиков, потом своих потешных полков. Это очень чутко воспринимали и современники, и потомки. Есть шуточная история Государства Российского. Все слышали про серьезную историю Государства Российского, которую написал Н. М. Карамзин, официальный придворный историограф, а есть шуточная «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева», которую написал Алексей Константинович Толстой в 1862 году. Она долго не печаталась, а потом была опубликована и печаталась в юмористических журналах. Эту историю с иллюстрациями можно посмотреть по тем ссылкам, которыми сопровождается наш урок. История государства Российского от Гостомысла до Тимашева – история в персонах тайного сыска, история лиц, сопровождавших деловые службы от древности до середины XIX века.
Рис. 1. Иллюстрация к тексту (Источник)
Начинается она так:
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
порядка в ней лишь нет».
Обратите внимание на то место, которое посвящено Петру:
«Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!...»
Жизнеописание Петра I
Петр был четырнадцатым ребенком в семье и, вероятно, у него не было бы никаких шансов занять престол, если бы не так часто умирали дети в ХVII веке, если бы не шла такая кровавая, жестокая борьба за престол. Петр I – ребенок, который вырос без отца. Алексей Михайлович не принимал практически никакого участия в воспитании своего четырнадцатого ребенка, будущего императора России Петра Великого. Более того, Алексей Михайлович умер, когда Петру исполнилось всего 4 года.
Рис. 2. Петр I (Источник)
Детские игры, которым был посвящен весь день будущего царя, постепенно превратились в политику его царствования. Петр от маленьких деревянных, оловянных солдатиков очень быстро перешел к играм в потешные полки. В с. Преображенском были созданы Преображенский и Семеновский потешные полки. Это были самые настоящие полки, которые впоследствии стали гвардией Петра, которая позволила ему не только держаться на троне, но и сделать Россию одной из самых мощных в военном отношении стран Европы. Вместе с потешными полками появился потешный флот, отчасти игрушечный, отчасти настоящий. Вместе с тем появились и другие игрушки будущего царя, которые все усложнялись, прибавлялись и постепенно становились теми вещами, от которых зависела жизнь всего Государства Российского. Игрушками Петра стали и книги, но нам неизвестно, насколько Петр любил читать. Известно, что он очень любил издавать указы. И вот указы Петра стали одной из его любимых игрушек. Использовались прокламации, то есть печатные объявления, где печатались его указы.
По образцу европейских стран Петр I создал первую русскую газету «Ведомости». В первоначальном виде она больше была похожа на книжку, чем на современную газету. И Петр I был не только автором и печатником, но, по-видимому, и единственным читателем первых экземпляров этой газеты. Потом Петр учредил опять-таки по западным образцам русский театр. Это был первый публичный и общедоступным театр. Театральные затеи предыдущих царей, бояр – это были домашние театральные затеи, крепостные и дворовые театры, в которых принимали участие дворовые люди великого князя или какого-то поместного князя. На эти спектакли приглашались дворовые люди, члены семьи, но никогда в эти театры не могли попасть горожане, никогда в эти театры не продавались билеты, никогда они не были общедоступными. Первые общедоступные театры появились в России тоже при Петре.
Рис. 3. «Ведомости» (Источник)
Что же произошло? Почему в течение всей жизни Петра (Петр прожил всего 53 года) Россия прошла путь больше, чем за 300 лет своего развития? И почему в течение этого времени практически не существовало литературы? Были, конечно, повести, какая-то публицистика, какие-то сочинения нравоучительного характера и Петровские указы, но литературы в том виде, в котором она существовала в допетровское время в качестве литературы отчасти светской, отчасти духовной, и в том виде, в котором она существовала в послепетровское время как изящная словесность, как часть уже будущей беллетристики, заимствованной с Запада, не было. Ни нравоучительной, ни душещипательной, ни деловой, ни досуговой роли во времена Петра у литературы не было.
Традиция скоморошества при Петре I
По-видимому, здесь произошла отчасти очень знакомая нам вещь. Для Петра I, начавшего царствование в виде игры примерно так, как современные дети начинают играть во взрослые игры, игра в литературу заменяла очень многие серьезные, важные и для современников совершенно неоспоримые вещи. Петр I в сущности был носителем определенной контркультуры, антирелигиозной, антиклерикальной и антиобщественной, потому что вместе со своими игрушками в потешные полки, потешные корабли, потешные документы, которые Петр начинал сочинять, была игра и во все шутейные соборы, которые олицетворяли традицию шутовства, бражничества, постоянного пародирования и издевательства над церковными ритуалами и над ритуалами государственного управления. Это была насмешка, пародирование, игра, которая включалась в очень давнюю традицию. Традиция скоморошества на Руси, в Античном мире и Средневековой Европе обычно связывается с традицией шутовства и карнавала. Эта традиция существует и до сих пор. Она существует в виде игры, насмешливой, ироничной, игры, которой сопровождаются любые важные действия. Можно относиться к ним серьезно, а можно относиться к ним с насмешкой, иронией. Так вот ирония, насмешка по отношению к тому, что официально существовало в государстве и церкви, была давней русской традицией.
Рис. 4. Скоморохи (Источник)
Скоморохи – это отдельное средневековое сословие, бродячие труппы, отчасти актеров, отчасти нищих, отчасти заговорщиков, которые перемещались от княжества к княжеству, находили покровительство у одного князя, у другого, а иногда задерживались при дворе какого-нибудь князя, потешая его. Скоморохи были потешниками. Они пользовались двойственной репутацией: с одной стороны, над ними смеялись, охотно шутили, с другой стороны, их считали низшим слоем средневекового, очень жесткого мира, над ними издевались. Убить скомороха не считалось преступлением. Это особенность средневекового мира, любой европейской страны, и на Востоке существовали аналогичные традиции.
Русские скоморохи – это те детские забавы, которые привлекали потешника Петра где-то с 10 лет и до 16-17 лет. Эти потешеские, скоморошеские игры Петра с постоянными насмешками, издевательствами вызывали у современников двойственное ощущение. С одной стороны, это был испуг. Пиршества и забавы, которые устраивал царь, молодой, еще не пользующийся авторитетом своих подданных, и его государственные затеи, которые одновременно зрели, вызывали испуг и недоумение у москвичей. Вместе с тем, они вызывали восторг и поклонение у молодежи. Два поколения современников Петра, отцы и дети, находились в очень сложных отношениях. Петр был царем молодым и царем молодых. А оппозицией Петра были люди взрослые, умудренные, это были сановные бояре, с которыми Петр расправлялся очень просто: он стриг бороды, заставлял их переодеваться в европейские платья, приходить на ассамблеи, читать газеты и приходить в театр. При Петре посещение театра стало обязательным для всех придворных. И двойственное отношение к Петру, связанное с его забавами, начавшись еще в том периоде, когда он был молодым царем, продолжалось в течение всей его жизни и продолжается после его смерти вплоть до наших дней. Двойственное отношение к Петру – преклонение перед Петром как гениальным реформатором и ненависть к Петру как к исчадию ада, как к антихристу, что проявилось уже в лубочных картинах, которые стали создаваться во время Петра.
Петр со своей потешной культурой и литературой включился в скоморошескую стихию смеха, насмешки, в которой он участвовал и своими указами, и своими первыми печатными текстами. Дело в том, что Петровские указы очень часто и быстро стали переходить в фольклор. До сих пор люди, которые имеют смутное представление об истории, литературе, помнят, что именно Петровский указ гласил:
«Не читать речи по бумажке, дабы дурость каждого всем была видна».
Петровский указ в трансформированном виде переходит в фольклор, вплоть до офисного фольклора современного общества, которое существует уже в пору Интернета.
«Входя в присутственное место, вид следует иметь глуповатый, чтобы начальство не обратило внимания на чрезмерный разум»
Рис. 5. Иллюстрация к цитате (Источник)
Это бумажка, которую с начала 90-х гг. принято было расклеивать в офисах всех крупных фирм. В том или ином виде в Интернете эта поговорка про преглуповатый вид, который следует иметь офисному работнику, разошлась в сотнях и тысячах посланий.
Петр I со своими указами оказался родоначальником фольклора. Сначала эти указы читали на базарных площадях специальные глашатаи (так было и до Петра). Потом эти указы печатались и развешивались на видных местах. Можно сказать о том, что Петр Великий был основателем огромной части фольклора, в том числе современного фольклора (фольклора современных офисных служащих). Какие-то фразы из его указов, более или менее соответствующие подлинным текстам, путешествуют из одного офисного помещения в другое, из одного Интернет-ресурса в другой. Поговорка про глуповатый вид, который следует иметь подчиненному перед начальником, стала одной из самых массовых поговорок современного офисного планктона, как называют местных офисных служащих в наше время.
Оказывается понятно, какого рода литература родилась в эпоху Петра. Это была литература неофициальная, это была литература, которая непосредственно зарождалась из массового творчества людей, во времена Петра ставших грамотными, востребованными, получивших возможность вырваться из средневековых, феодальных пут, которые их держали. Понятно, почему им некогда было писать книги, и особенно некогда было их читать. Люди были заняты делом, играми, которые очень быстро перерастали в реальные исторические свершения. По-видимому, существует закономерность, при которой чем активнее развивается история страны, тем медленнее развивается литература. Эта закономерность связана со всеми бурными, революционными периодами в истории. Чем активнее история, чем ближе к революции то, что происходит в действительности, тем медленнее все это осваивается литературой. Фольклорная стихия, которая отражает происходящее в истории, потом, спустя десятилетия, превращается в литературу. Когда история успокаивается, когда бурное течение событий сменяется более плавным, тогда и появляется возможность писателям развернуть картины, мысли, чувства по поводу уже прошедших событий. Пока события идут, писать о них невозможно.
Прямая просветительская деятельность Петра. Реформа образования и распространение грамотности.
Литература и связанная с ней живопись (появилась первоначально как роспись в соборе, где велась церковная служба, и иллюстрация к книге) зародились в России вместе с церковными книгами и церковной службой. Но церковной, строгой, мрачной традиции, опирающейся на многовековой опыт христианства, противостояла традиция народного, веселого балагурства, связанная с фольклором и языческими временами. Последняя традиция была представлена так называемой «лубочной литературой», а которую входили и лубочные рисунки, попросту называемые лубками. Луб – это часть ствола дерева между древесиной и корой, которая обладала свойством одновременно достаточной крепости и мягкости. Луб служил для вырезания специальных досок для печати: они хорошо впитывали типографскую краску и легко резались. Из каждой доски, сделанной из луба, можно было отпечатать несколько сот отпечатков картинок. Эти картинки по формату соответствовали размеру человеческого тела: ширина картинки соответствовала ширине плеч, высота – ширине человеческих ладоней для удобства печати. На этих, вручную вырезанных лубочных досках, намазанных краской, печатали листы будущих лубочных книг и лубочных рисунков. Потом эти черно-белые картинки раскрашивались вручную. В противовес дорогой священной церковной книге, лубочная картинка была необыкновенно дешевой и очень легко распространялась.
Рис. 6. Лубочная литература (Источник)
Книгами торговали вдоль любого кремля (то есть городской крепости), например, Московского, Новгородского. По-видимому, эти лубочные картинки, ставшие предметом массовой торговли, и первые лубочные книжки, отпечатанные таким же образом, дожили до наших дней. До сих пор появляются некие подобия лубочных книг, напоминающие комиксы, но, тем не менее, они сохраняют облик тех лубочных картинок, которые появлялись на Руси с самого начала книгопечатания. Первые ручные печатные станки появились в монастырях, больших городах, при дворах князей, а также у мастеровитых людей, ремесленников, городских людей, которые печатали отнюдь не церковные книги. Книги печатались без всякого священного благословения, поэтому часто были кощунственными, еретическими с точки зрения людей церкви. Это были сказочные, комические и бытовые сюжеты. Отпечатанные на черно-белых листах, раскрашенные вручную, картинки висели в домах. В красном углу находилась икона, а в противоположном углу находилась лубочная картинка, которая изображает, например, персонажей пушкинских произведений. Чувствовалось противостояние иконы и лубочной картинки в городском и сельском доме простого человека XVIII-XIX века, а также и ХХ (оратор в середине ХХ века видел в домах лубочные картинки, которым более ста лет).
Лубочные картинки видели не только персонажи русских классиков, а также их могли видеть и наши родители, бабушки и дедушки в каком-либо виде. Их может видеть и молодое поколение на стенах коммунальных квартир (им будет более 100-150 лет).
Никому не приходило в голову, что лубочные картинки стоит хранить, поэтому часть их погибла, а редкие экземпляры сохранились лишь в музеях. Но упоминания о лубочных картинках имеются в большом количестве источников, связанных с Петровским временем, потому что Петр I – герой народного сопротивления и сказок, по сюжетам которых печатались лубочные книги и картинки. В этих сказках Петр выступает как царь-антихрист, царь-Ирод, царь-супостат, как враг рода человеческого. Соответственно Петр и его окружение занимались тем, что сейчас бы назвали контрпропагандой. Петровские официальные издания были связаны с противоположными характеристиками Петра и той роли, которую он играет. В сущности литературная и общественная борьба в XVIII веке сводилась к борьбе за ту или иную трактовку деятельности Петра: Петр – великий реформатор или Петр – страшное исчадие ада. Эта борьба шла не на политических трибунах, как это происходило в Англии, Франции, Голландии, куда заезжал Петр, а на страницах лубков, на площадях, где разыгрывались представления в народной театре. На церковной арене, где священники позволяли себе критические проповеди в сторону царствующего Петра. Следовательно, это борьба шла в литературе, которая в буквальном смысле развешивалась на стенах домов. Это важно понимать, чтобы разобраться в литературе Петровского времени и последствиях, которые отразились в русской литературе следующих периодов.
Вклад Петра I в развитие русской культуры
Петр I – родоначальник особой русской культуры, скорей даже молодежной субкультуры XVII века или молодежной контркультуры рубежа XVII-XVIII века, которая стала потом официальной русской культурой. В этой культуре появились совсем новые герои, персонажи и действующие лица, но появились они на основе того же мифа – мифа об отце. Петр, выросший без отца, сам чаще всего играл ту роль, которая мифологически ему была ближе всего – роль отца народов, отца своих подданных. Роль отца более всего соответствовала той книге, которую Петр написал всей своей жизнью. Вся жизнь подвижника XVII века строилась в соответствие с каноном жития святого. Протопоп Аввакум шел на муки, чтобы выстроить свою жизнь так, как выстраивается текст жития святого. Смысл того, что человек делает в жизни во времена Протопопа Аввакума и других его современников, сводился к тому, чтобы добиться причисления к лику святых. Петр писал своей жизнью и судьбой совсем другой роман. Это был уже роман нового времени, скорее, драма, написанная по канонам того литературного стиля, направления, течения, которое зарождается в эпоху Петра – это стиль классицизма – направление, которое одновременно в начале XVIII века охватывает всю Европу.
Рис. 6. Классицизм (Источник)
Начало XVIII века – это Новое время не только для России, но и для всей Европы в целом. Это время, когда, с одной стороны, идет возврат к классическим образцам античности, древности (Петр был с ними знаком), а с другой стороны, идет веяние Нового времени. Вдохновленные успехами науки, благодаря которым совершенствуются орудия войны, труда, растет производительность, мощь государств, осваиваются новые территории, захватываются новые страны и континенты, страны становятся более сильными, люди чувствуют свое могущество. Это было могущество, приоритет разума.
Для Петра идея классицистическая, идея торжества разума связывается с идеей отцовства. Он – разумный отец неразумных своих подданных. Он сам и драматург, и режиссер, и главный актер в этом спектакле, в этом будущем романе, который потом напишут потомки. Он сам для себя пишет, ставит и сам играет этот спектакль на подмостках всей России вместе со своими подданными и теми, кто его поддерживает и теми, кто ему противостоит. И эта пьеса, начавшись в последние десятилетия XVII века, продолжается и в течение всей жизни Петра, и после его смерти.
Список рекомендованной литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература 9 класс, Баласс
2. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература 9 класс, Русское слово
3. Самойлова Е.А., Критарова Ж.Н. Литература 9 класс, Ассоциация XXI века
Рекомендованные ссылки на Интернет-ресурсы
1. Лингвокультурологический тезаурус "Гуманитарная Россия" (Источник).
2. Rudocs.exdat.com (Источник).
3. Литературный глоссарий (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Расскажите, как Петр I взошел на царский престол?
б) Что собой представляли театры до Петра I? Что в них изменилось в эпоху Петра Великого?
в) Кто такие скоморохи? Как к ним относились в обществе?
2. * Подробней ознакомиться с традицией скоморошества и театра на Руси и подготовить доклад/презентацию на соответствующую тему.