Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 17: Формулы приведения и решение типовых задач
- Теория
Тема: Тригонометрические функции
Урок: Формулы приведения и решение типовых задач
1. Тема урока, введение
Формулы приведения подчиняются двум правилам, которые мы рассмотрели на прошлом уроке. Они позволяют привести значения тригонометрических функций к более удобным углам. Особенно важны углы, кратные ![]()
2. Таблица значений тригонометрических функций для основных углов
Рассмотрим таблицу значений тригонометрических функций для таких углов.
|
α |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
π |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sinα |
0 |
|
|
|
1 |
|
|
|
0 |
|
|
|
-1 |
|
|
|
0 |
|
cosα |
1 |
|
|
|
0 |
|
|
|
-1 |
|
|
|
0 |
|
|
|
1 |
|
tgα |
0 |
|
1 |
|
|
|
|
|
0 |
|
1 |
|
- |
|
|
|
0 |
|
ctgα |
- |
|
1 |
|
0 |
|
|
|
- |
|
1 |
|
0 |
|
|
|
- |
По вертикали отложены функции, по горизонтали – углы, кратные
на отрезке ![]()
Держать такую таблицу в голове довольно сложно. Надо иметь способ быстрого получения значений тригонометрических функций для этих углов. Применение формул приведения и есть такой способ. Для этого достаточно запомнить значения тригонометрических функций для углов
3. Расположение углов, кратных π/4 или π/6, на числовой оси и числовой окружности
Рассмотрим расположение углов на числовой оси и числовой окружности.
Углы из отрезка
кратные
на координатной оси (рис. 1).

Углы из отрезка
кратные
на единичной окружности (рис. 2).

a) Значения
кратные ![]()
b) Значения
кратные ![]()
На рисунке показан не только каждый угол, но и значения синуса угла и косинуса угла. Таким образом, знания значений тригонометрических функций углов
достаточно для того, чтобы определять значения тригонометрических функций всех остальных углов.
4. Решение задач
Задача 1. Найти значения тригонометрических функций угла ![]()
Решение:
![]()
Угол находится в третьей четверти (рис. 3).

![]()
![]()
![]()
![]()
Задача 2. Упростить выражение ![]()
Решение:
Упростим второй и третий члены выражения.
![]()
Изобразим угол
на числовой окружности и определим четверть, чтобы узнать знак
(рис. 4).

![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 3. Упростить выражение:

Решение:
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
5) ![]()
6) ![]()
7) ![]()

Ответ: 1.
Задача 4. Вычислить ![]()
Решение:

1. ![]()
![]()
2 ![]()
![]()
3. ![]()
Ответ: ![]()
Задача 5. Решить уравнение: ![]()
Решение:
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
Задача 6. Решите уравнение: ![]()
Решение:
1) ![]()
2) ![]()
3)
при любом действительном ![]()
Ответ: ![]()
5. Вывод, заключение
Мы еще раз рассмотрели формулы приведения и применили их к решению некоторых типовых задач. В дальнейшем мы неоднократно убедимся в широком применении формул приведения.
Список литературы
1 Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 26.10 – 26.14.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).