Математика

Тема 10: Преобразование тригонометрических выражений. Профильный уровень

Урок 3: Синус и косинус разности аргументов

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

 

 

Тема: Преобразование тригонометрических выражений

 

Урок: Синус и косинус разности аргументов

 

1. Введение. Формулы для синуса и косинуса разности двух аргументов

 

 

На уроке изучаются формулы синуса и косинуса разности аргументов и их применение для решения задач, выводятся формулы синуса и косинуса разности аргументов из соответствующих формул суммы аргументов. Решаются задачи на вычисление, упрощение и доказательство тождеств с применением этих формул.

 

Используя

причем здесь  – любые числа; где

получаем:

Теперь аналогично выведем формулу для косинуса разности аргументов:

Итого:

 

2. Применение формул для синуса  и косинуса разности двух аргументов при решении задач на вычисление

 

 

1. Вычислить:  

 

Решение:

Ответ: .

2. Вычислить:

Решение:

Ответ:  .

 

3. Задача на доказательство

 

 

3. Доказать, что

 

Доказательство:

Используя  , при  получаем:

,  – проиллюстрировано на рис.1.

Рис. 1.

 

4. Задачи на применение формулы приведения

 

 

4. Упростите выражение:

 

 Решение: используя формулу синуса разности , при

Числатабличные. Иллюстрация дана на единичной окружности (см. рис. 2).

Рис. 2.

Ответ:

5. Упростите выражение: 

Решение: используем формулу :

= 

Ответ:

 

5. Вычислительные задачи на применение формул для синуса  и косинуса разности двух аргументов

 

 

6. Найдите значение выражения:

 

Вычисление: используем  формулу косинуса разности двух аргументов

.

Ответ:.

7. Найдите значение выражения:

Вычисление:

, при

Ответ:  .

 

6. Решение уравнения с помощью формулы синуса разности двух аргументов

 

 

8. Решить уравнение: .

 

Решение:

,.

Ответ:   .

 

7. Задача на вычисление

 

 

9. Дано:

 

Вычислить:

Решение: используя , при

По условию число  из второй четверти (см. рис. 3), потому его косинус отрицателен.

Рис. 3.

Вычисляя по основному тригонометрическому тождеству  с учетом того, что это величина положительная, получаем:

получим:

Ответ:

 

8. Итог урока

 

 

На уроке рассматривались формулы синуса и косинуса разности аргументов, а также их применение для решения некоторых задач.

 

На следующем уроке будет рассмотрена формула тангенса суммы аргументов.

 

Список рекомендованной литературы

1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.

2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник  для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.

3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.

4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.

5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.

6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.

7. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.

8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.

9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.

10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983

 

Дополнительные веб-ресурсы

1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).

2. Портал Естественных Наук (Источник).

3. Интернет-портал exponenta.ru (Источник).

 

Сделай дома

№№ 19.3(а, б), 19.7, 19.14(б) (Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.)

 

Преобразование тригонометрических выражений - синус и косинус разности аргументов