Математика
Тема 17: Векторы и тела вращения. Профильный уровеньУрок 1: Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
- Видео
- Тренажер
- Теория
Отметим, что сложение векторов производится аналогично планиметрии, только все действия выполняются в пространстве.
Итак, пусть заданы два произвольных вектора в пространстве (рис. 1):
Определим, что же называется суммой двух этих векторов.
Точно так же, как в планиметрии, из любой удобной точки, назовем ее точкой А, можно единственным образом отложить вектор, равный вектору . Напомним, что заданные векторы, как и любые другие, свободны, важно лишь направление и длина, сам вектор можно параллельно переносить в любое место как на плоскости, так и в пространстве. Так, мы получили вектор – в результате действия вектора точка А переместилась в точку В. Теперь из точки В откладываем единственно возможным образом вектор , получаем вектор – так, в результате действия вектора точка В переместилась в точку С. В результате точка А переместилась в точку С, получен вектор , который и называется суммой векторов и (рис. 2).
Так, получено правило треугольника для сложения векторов в пространстве.
Правило треугольника
Из любой точки пространства (точка А) откладываем первый вектор, из конца первого вектора (точка В) откладываем второй вектор и получаем точку С. Вектор, соединяющий начало первого вектора (точка А) и конец второго (точка С), и будет результирующим.
Отметим, что результат сложения векторов не зависит от выбора начальной точки, существует соответствующая теорема, которая это доказывает на основании того, что из точки можно отложить вектор, равный заданному, единственным образом.
Определение
Разностью двух векторов называется такой третий вектор, который, будучи сложенным со вторым вектором, даст первый вектор.
Введем разность векторов и , для этого сложим вектор с противоположным вектором :
Итак, из произвольной точки А откладываем вектор , получаем точку В. Чтобы получить вектор мы строим вектор, равный вектору по длине, но противонаправленный. Полученный вектор откладываем из точки В – получаем точку D. Вектор и будет искомым вектором разности.
Проиллюстрируем (рис. 3):
Построим на заданных векторах и параллелограмм (рис. 4):
Т. к. вектор ; аналогично .
По правилу треугольника:
Так, одна из диагоналей параллелограмма, построенного на двух векторах, соответствует сумме этих векторов.
Рассмотрим разность векторов. По правилу треугольника:
.
Так, вторая диагональ параллелограмма, построенного на двух векторах, соответствует разности этих векторов.
Для сложения и вычитания нескольких векторов применяется правило многоугольника. Пусть заданы векторы и :
Необходимо построить вектор .
Видим, что перед некоторыми векторами стоят численные множители. Напомним, что при умножении вектора на число получаем сонаправленный вектор, длина которого – это длина исходного вектора, умноженная на заданное число. Получим векторы и . Вектор сонаправлен с вектором , длина его в три раза больше. Вектор противонаправлен вектору , длина его в два раза больше. Проиллюстрируем (рис. 6):
Приступаем к сложению. Из произвольной точки А откладываем полученный вектор – получаем точку В. Из точки В откладываем вектор – получаем точку С. Из точки С откладываем вектор – получаем точку D. Согласно правилу многоугольника, вектор соответствует искомому вектору :
Задача 1:
Задан тетраэдр ABCD (рисунок 8). Доказать:
Решение:
По правилу треугольника:
Аналогично:
, ч. т. д.
По правилу треугольника:
Аналогично: , ч. т. д.
Задача 2
Упростить выражение:
Рассмотрим отдельно сумму двух векторов: , ее значение очевидно:
Проиллюстрируем (рис. 9):
Теперь сократим противоположные векторы:
Можно было сразу заметить:
.
В результате упрощения получено:
.
Итак, мы ввели операции сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число в стереометрии, отметили, что операции аналогичны таким же для планиметрии. Кроме того, решили несколько задач, базирующихся на описанных операциях.
Список литературы
- Геометрия. 10–11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – 5-е издание, исправленное и дополненное – М.: Мнемозина, 2008. – 288 с.: ил.
- Геометрия. 10–11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Шарыгин И. Ф. – М.: Дрофа, 1999. – 208 с.: ил.
- Геометрия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики /Е. В. Потоскуев, Л. И. Звалич. – 6-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 233 с.: ил.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
Задача 1: задан параллелепипед (рисунок 10). Доказать:
1.
2.
3.
Задача 2: упростить выражение:
Задача 3: построить вектор , если векторы и заданы на рисунке 11: