Математика
Тема 13: Метод координат в пространстве. Профильный уровеньУрок 3: Простейшие задачи в координатах
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Мы уже ввели понятие системы координат в пространстве, а также задали основные связанные с ней термины. Рассмотрим простейшие, базовые задачи в координатах, на которых в дальнейшем будет строиться решение большинства задач.
Задача. Нахождение координат середины отрезка
Дано: ; , – середина . Найти: .
Решение: Обозначим в пространстве точки и – середину отрезка . (См. Рис. 1.)
Вектор является половиной суммы векторов и , потому что – это половина диагонали параллелограмма, построенного на векторах и . (См. Рис. 2.)
Так как и , и (по правилу параллелограмма),
то значит:
Осталось заметить, что координаты точки совпадают с координатами вектора , так как – начало координат. То есть .
Таким образом, координаты середины отрезка есть полусуммы соответствующих координат его концов.
Можно было действовать и иначе: . Координаты вектора мы знаем, значит, можем найти координаты вектора , а отсюда, зная координаты начала этого вектора находим координаты конца – .
Ответ: .
Задача (координаты точки на отрезке)
Пусть даны две точки: ; , точка делит отрезок в отношении от вершины . Найти: . (См. Рис. 3.)
Решение
Если , то мы получаем тот самый случай, который мы уже разобрали, то есть деление в отношении или середину отрезка.
Как мы будем находить координаты точки ? Заметим, что векторы и сонаправлены. Значит, они отличаются в константу раз, причем эту константу мы знаем. Ведь на весь отрезок приходится частей, а на отрезок – частей.
Значит, вектор .
Так как , то .
Но тогда координаты точки находятся как сумма соответствующих координат вектора и точки . Найдем абсциссу, остальное – аналогично.
.
Значит, имеет координаты:
Разберем пример: , . Найти координаты точки , если . (См. Рис. 4.)
Решение: по нашим формулам: С.
Ответ: .
Задача. Длина вектора
Пусть дан вектор . Тогда: .
Доказательство
Чтобы вывести эту формулу, рассмотрим прямоугольный параллелепипед с измерениями , и . (См. Рис. 5.)
Тогда вектор , так как их координаты попарно равны. (См. Рис. 6.)
Значит, , где – диагональ параллелепипеда. Но диагональ прямоугольного параллелепипеда равна корню из суммы квадратов его измерений (по свойству): , что и требовалось доказать.
Коротко напомним: достаточно рассмотреть теоремы Пифагора для треугольника в основании параллелепипеда (таким образом найдем диагональ основания ) и затем для треугольника . (См. Рис. 7.)
Следствие. Как вы помните, координаты вектора – это разность координат его конца и начала. То есть если ; , то . Тогда получим, что .
Задачи на использования выведенных формул
Задача 1. Найти длину медианы треугольника , где , , .
Решение. Найдем координаты точки – середины отрезка . По формуле нахождения координат середины отрезка получаем, что .
По формуле нахождения длины вектора получаем, что .
Ответ: .
Задача 2. Определите вид треугольника и найдите его периметр, если , , .
Решение. По формуле , найдем длины , и :
Значит, треугольник равнобедренный, т. к. .
.
Тогда периметр .
Ответ: треугольник равнобедренный; .
Заключение
На этом уроке были разобраны три классические задачи координатного метода в стереометрии: мы научились находить координаты середины отрезка по координатам его концов: , длину вектора и, как следствие, длину любого отрезка: .
Список литературы
- Геометрия. Учебник для 10-11 классов. Атанасян Л.С. и др. 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
- А.В. Погорелов. Геометрия 11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 78 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Найти координаты точки если известны координаты точки , середины отрезка и точки .
- Вычислить длину вектора , если даны точки и .
- Вычислить длину вектора , если ; ; .