Математика

Тема 13: Метод координат в пространстве. Профильный уровень

Урок 3: Простейшие задачи в координатах

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

Мы уже ввели понятие системы координат в пространстве, а также задали основные связанные с ней термины. Рассмотрим простейшие, базовые задачи в координатах, на которых в дальнейшем будет строиться решение большинства задач.

 

 

Задача. Нахождение координат середины отрезка

 

 

Дано: ; ,  – се­ре­ди­на . Найти: .

 

Ре­ше­ние: Обо­зна­чим в про­стран­стве точки  и  – се­ре­ди­ну от­рез­ка . (См. Рис. 1.)

Ввели систему координат

Рис. 1. Ввели систему координат

Век­тор  яв­ля­ет­ся по­ло­ви­ной суммы век­то­ров и , по­то­му что  – это по­ло­ви­на диа­го­на­ли па­рал­ле­ло­грам­ма, по­стро­ен­но­го на век­то­рах  и . (См. Рис. 2.)

Использование правила параллелограмма

Рис. 2. Использование правила параллелограмма

Так как  и , и  (по правилу параллелограмма),

то значит:

Осталось заметить, что координаты точки  совпадают с координатами вектора , так как  – начало координат. То есть .

Таким образом, координаты середины отрезка есть полусуммы соответствующих координат его концов.

Можно было действовать и иначе: . Координаты вектора  мы знаем, значит, можем найти координаты вектора , а отсюда, зная координаты начала этого вектора  находим координаты конца – .

Ответ: .

 

Задача (координаты точки на отрезке)

 

 

Пусть даны две точки: ; , точка  делит отрезок  в отношении  от вершины . Найти: . (См. Рис. 3.)

 

Иллюстрация к условию задачи

Рис. 3. Иллюстрация к условию задачи

Решение

Если , то мы получаем тот самый случай, который мы уже разобрали, то есть деление в отношении  или середину отрезка.

Как мы будем находить координаты точки ? Заметим, что векторы  и  сонаправлены. Значит, они отличаются в константу раз, причем эту константу мы знаем. Ведь на весь отрезок  приходится  частей, а на отрезок  –  частей.

Значит, вектор .

Так как , то .

Но тогда координаты точки  находятся как сумма соответствующих координат вектора  и точки . Найдем абсциссу, остальное – аналогично.

.

Значит,  имеет координаты:

 

Разберем пример: , . Найти координаты точки , если . (См. Рис. 4.)

Иллюстрация к примеру

Рис. 4. Иллюстрация к примеру

Решение: по нашим формулам: С.

Ответ: .

 

Задача. Длина вектора

 

 

Пусть дан век­тор . Тогда: .

 

Доказательство

Чтобы вывести эту формулу, рассмотрим прямоугольный параллелепипед с измерениями ,  и . (См. Рис. 5.)

Иллюстрация к доказательству

Рис. 5. Иллюстрация к доказательству

Тогда вектор , так как их координаты попарно равны. (См. Рис. 6.)

Рис. 6.

Значит, , где  – диагональ параллелепипеда. Но диагональ прямоугольного параллелепипеда равна корню из суммы квадратов его измерений (по свойству): , что и требовалось доказать.

Коротко напомним: достаточно рассмотреть теоремы Пифагора для треугольника в основании параллелепипеда (таким образом найдем диагональ основания ) и затем для треугольника . (См. Рис. 7.)

 Как найти диагональ параллелепипеда

Рис. 7. Как найти диагональ параллелепипеда

Следствие. Как вы помните, координаты вектора – это разность координат его конца и начала. То есть если ; , то . Тогда получим, что .

 

Задачи на использования выведенных формул

 

 

Задача 1. Найти длину медианы  треугольника , где , , .

 

Решение. Найдем координаты точки  – середины отрезка . По формуле нахождения координат середины отрезка  получаем, что .

По формуле нахождения длины вектора  получаем, что .

Ответ: .

Задача 2. Определите вид треугольника  и найдите его периметр, если , , .

Решение. По формуле , найдем длины ,  и :

 

Значит, треугольник равнобедренный, т. к. .

.

Тогда периметр .

Ответ: треугольник равнобедренный; .

 

Заключение

 

 

На этом уроке были разобраны три классические задачи координатного метода в стереометрии: мы научились находить координаты середины отрезка по координатам его концов: , длину вектора и, как следствие, длину любого отрезка: .

 

 

Список литературы

  1. Геометрия. Учебник для 10-11 классов. Атанасян Л.С. и др. 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
  2. А.В. Погорелов. Геометрия 11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 78 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Yaklass.ru (Источник).
  2. Cleverstudents.ru (Источник).
  3. Cleverstudents.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Найти координаты точки  если известны координаты точки , середины отрезка  и точки .
  2. Вычислить длину вектора , если даны точки  и .
  3. Вычислить длину вектора , если .

 

Видеоурок: Простейшие задачи в координатах по предмету Геометрия за 11 класс.