Математика
Тема 8: Подготовка к экзаменамУрок 1: Решение текстовых задач на смеси и проценты
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Общее повторение курса математики. Подготовка к экзаменам
Урок: Решение текстовых задач на смеси и проценты
1. Основные сведения о процентах
Процентом называется одна сотая часть от заданного числа.
Рассмотрим значения основных процентов. Пусть дано некоторое число а.
1. 100% от числа – это само число а, т. к. один процент – одна сотая, сто процентов – сто сотых, то есть единица;
2. 0% от числа – это ноль;
3. 1% от числа – это ;
4. от числа – это ;
5. Увеличить число на заданный процент – значит к исходному числу прибавить от этого числа: ;
6. Уменьшить число на заданный процент – значит от исходного числа отнять от этого числа: ;
2. Решение простейших задач на проценты
Пример 1: вычислить от числа .
Пример 2: уменьшить число на .
Данную задачу можно решать несколькими способами.
1.
2. Все число составляет 100%, нам необходимо уменьшить его на 20%, т. е. взять 80% от числа :
Пример 3: определить, какой процент от числа составляет число .
Пусть число составляет от числа , тогда по определению процента имеем:
Пример 4: в 2009 году в квартале проживало 40000 человек. В 2010 году естественный прирост населения составил , а в 2011 году – по сравнению с 2010 годом. Сколько человек проживало в квартале в 2011 году?
Определим прирост населения в 2010 году:
Так, в 2010 году в квартале проживало человек.
Определим прирост населения в 2011 году:
Так, в 2011 году в квартале проживало человек.
3. Решение более сложной задачи на проценты
Задачу можно решить иначе. Количество людей, проживающих в квартале на 2009 год, – это 100%. В 2010 году это количество увеличилось на 8%, стало 108%.
Так, чтобы определить количество жителей квартала на 2010 год, нужно посчитать 108% от числа : .
Чтобы посчитать количество жителей квартала на 2011 год, нужно посчитать 109% от полученного числа : .
Если пропустить промежуточное действие, получим: .
4. Подход к решению текстовых задач, в частности, задач на смеси
Перейдем к задачам на смеси. Прежде всего, рассмотрим основные идеи решения любых текстовых задач, в том числе и только что решенной задачи (пример 4). Сначала нужно внимательно прочитать условие задачи, подробно остановиться на каждой строчке и попытаться представить ее в виде некоторого уравнения или системы уравнений. Иногда для этого требуется вводить какие-то переменные, а иногда просто последовательно выполнить определенные вычисления.
Задачи на смеси отличаются наличием специфической формулы:
, где М – масса вещества, процентное содержание вещества в смеси,m – масса смеси.
Отметим, что в зависимости от условия задачи формула может несколько измениться, например, если речь идет о газах, то вместо массы фигурирует объем:
, где V – объем вещества, процентное содержание вещества в смеси,v – объем смеси.
Кроме того, если речь идет, например, о растворах, то фигурирует масса раствора, а не смеси, если о сплавах – масса сплава, и т. д.
5. Решение задачи на смеси
Пример 5: в сосуд, содержащий 5 л 12%-го раствора некоторого вещества, долили 7 л воды. Сколько процентов составит концентрация получившегося раствора?
Так, нам требуется узнать, сколько процентов составит объем вещества от объема нового раствора.
При решении подобных задач удобно вносить данные в таблицу:
Объем исходного раствора нам задан. Объем нового раствора легко определить, так как в исходный долили 7 л воды, получаем . Процентное содержание вещества в исходном растворе задано. Процентное содержание вещества в новом растворе требуется найти, его и обозначим за . Тогда с помощью уравнения смеси можем посчитать объем вещества в исходном и новом растворе. В исходном он составит ; в новом – . Очевидно, что от того, что мы долили в раствор воду, объем вещества в растворе не изменился, и в новом растворе также составляет . Так, получено уравнение:
Ответ: новый раствор будет 5%-й концентрации
6. Дополнительная задача на проценты
Дополнительный пример:
Семья состоит из мужа, жены и дочери, и совокупный семейный доход состоит из зарплат мужа и жены и стипендии дочери. Известно, что если зарплата мужа возрастет в два раза, совокупный семейный доход увеличится на 67%. Если же стипендия дочери уменьшится в три раза, то совокупный семейный доход уменьшится на 4%. Какой процент от семейного дохода составляет зарплата жены?
Составим табличку:
Вводим три переменных для дохода мужа, жены и дочери соответственно. Теперь, глядя на таблицу, составляем уравнения. Первое уравнение берем из фразы: если зарплата мужа возрастет в два раза, совокупный семейный доход увеличится на 67%:
Второе уравнение берем из фразы: если стипендия дочери уменьшится в три раза, то совокупный семейный доход уменьшится на 4%:
Получена система двух уравнений:
Можно попробовать решить систему «в лоб»: выразить в первом уравнении, подставить во второе и т. д., но данный путь решения довольно громоздкий. Мы же применим маленькую хитрость:
Так, отметим, что зарплата мужа составляет 67% семейного бюджета.
Этот факт можно было заметить из таблицы: доход семьи увеличился на , и это соответствует увеличению на 67% , т. о. составляет 67% дохода.
Аналогичным образом преобразуем второе уравнение:
Так, стипендия дочери составляет 6% семейного бюджета.
. Отсюда очевидно, что зарплата жены составляет 27%.
7. Дополнительная задача на смеси
Дополнительный пример:
Есть два сплава. Первый содержит 10% никеля (Ni), второй – 30%. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, который содержит 25% никеля. На сколько килограмм масса первого сплава меньше массы второго?
Составим таблицу:
Поскольку нам требуется узнать массы исходных сплавов, обозначим их за х и у. Массу никеля в каждом сплаве определяем по формуле: . Для третьей строки таблицы это значение легко найти: . Для первой и второй строки – это и соответственно.
Теперь составим уравнения. Отметим, что третий сплав получили из первого и второго, значит, его масса равна сумме масс первого и второго сплавов: .
Кроме того отметим, что количество никеля в третьем сплаве равно суммарному количеству никеля в первом и втором сплавах: .
Получили систему двух уравнений:
Решим методом алгебраического сложения:
Ответ: масса первого сплава на 50 кг меньше массы второго.
Итак, мы рассмотрели понятие процента, простейшие задачи, связанные с процентами и различные текстовые задачи на проценты. Кроме того, рассмотрели важную формулу смеси и решили различные текстовые задачи на смеси.
Список рекомендованной литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Рекомендованное домашнее задание
Задача 1: количество абитуриентов города в 2011 году составило 2000 человек. В 2012 году количество уменьшилось на 13%, а в 2013 году увеличилось на 25% по сравнению с 2012 годом. Увеличилось ли число абитуриентов в 2013 году по сравнению с 2011 годом и на сколько процентов? Определите суммарное количество абитуриентов за три года.
Задача 2: в пробирке было 250 мл 15%-го раствор соли, в него долили 100 мл воды и досыпали 5 г соли. Какова концентрация полученного раствора?
Задача 3: в двух разделенных стенкой камерах находились смеси кислорода с хлором. В первой камере хлор составлял 3%, во второй камере – 0,25%. После того как стенку между камерами убрали, получилась одна камера объемом с концентрацией хлора 2%. Определите объемы каждой камеры.