Математика
Тема 10: Показательная и логарифмическая функции. Профильный уровеньУрок 7: Понятие логарифма
- Видео
- Тренажер
- Теория
Основание для введения нового понятия, логарифм в частном случае
Логарифм для нас – новое понятие. Полезно вспомнить ситуации, когда мы вводили новые понятия, то есть когда без них уже невозможно обойтись. Для этого решим несколько примеров.
Пример 1:
Мы знаем, как решаются подобные уравнения. Решим его двумя способами.
Способ 1 (аналитический):
В данном способе мы уравняли основания степеней и приравняли полученные показатели.
Способ 2 (графический):
Разбиваем заданное уравнение на две функции и выполняем построение в одной системе координат.
График первой функции – экспонента, второй – прямая. , следовательно, имеем единственную точку пересечения графиков – единственный корень уравнения, который легко угадывается и проверяется подстановкой в заданное уравнение.
Ответ:
Пример 2:
Аналогично предыдущему примеру, решим двумя способами.
Способ 1 (аналитический):
Способ 2 (графический):
Ответ:
До сих пор для решения уравнений нам не требовалось никаких новых терминов.
Пример 3:
Пытаемся решить первым способом:
Не можем найти подходящую степень числа 2, не можем уравнять основания.
Возможно, уравнение не имеет решения. Построим график:
Очевидно, что решение есть, т. к. графики пересекаются, но угадать или подобрать корень невозможно.
Экспонента рассекает прямую в единственной точке, этой точке соответствует конкретное значение аргумента, которое назвали логарифмом числа 11 по основанию 2:
Итак, логарифм – это такой показатель степени, в который нужно возвести ее основание, чтобы получить заданное число, т. е. логарифм одиннадцати по основанию два – это такой показатель степени, в который нужно возвести основание два, чтобы получить одиннадцать.
Теперь рассмотрим общий случай и дадим строгое определение.
Рассмотрим уравнение:
При выполнении поставленных условий уравнение имеет единственное решение:
Строгое определение логарифма, основное логарифмическое тождество, элементарные примеры
Определение:
Логарифмом числа b по основанию а называется такой показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.
Исходя из определения, имеем основное логарифмическое тождество:
Например:
Основное правило для решения простейших задач, примеры
Отметим важное правило:
Чтобы получить число b, стоящее под знаком логарифма, необходимо возвести основание а в степень х:
Решение типовых задач с логарифмами
Пример 4 – вычислить:
а)
б)
Решение:
Обозначим искомые логарифмы через х и у и используем правило:
а)
Получили показательное уравнение, решать такие уравнения мы уже умеем. Уравняем основания и получим ответ:
б)
Получили показательное уравнение, решать такие уравнения мы уже умеем. Уравняем основания и получим ответ:
Пример 5 – проверить равенства с логарифмами:
а)
Используем правило:
Равенство верно
б)
Используем правило:
Равенство верно
Рассмотрим простейшие уравнения.
Пример 6 – решить уравнение:
а)
Используем правило:
Oбратим внимание, что под логарифмом должно стоять строго положительное число:
Найденное решение удовлетворяет ОДЗ, т. к.
б)
Используем правило:
, ОДЗ соблюдено
в)
Используем правило:
Подлогарифмическое выражение очевидно положительно
Основание логарифма должно быть больше нуля и не равным единице:
Найденный корень удовлетворяет условию
г)
Используем правило:
Подлогарифмическое выражение очевидно положительно
Найденный корень удовлетворяет условию
Большую роль в вычислительных задачах с логарифмами имеет основное логарифмическое тождество.
Пример 7 – вычислить:
а)
б)
воспользуемся свойством степени: если в показателе степени стоит сумма, степень можно представить как произведение степеней с одинаковым основанием:
Итак, на данном уроке мы познакомились с понятием логарифма, рассмотрели его основные свойства и решили простейшие типовые задачи. Далее мы продолжим работать с этим важным понятием.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, № 477–480;
2. Вычислить:
3. Вычислить: