Математика
Тема 10: Показательная и логарифмическая функции. Профильный уровеньУрок 14: Свойства логарифмов, переход к новому основанию, решение более сложных задач
- Теория
Формула перехода к новому основанию
Теорема
Если
,
,
– положительные числа, причем a и c отличны от 1, то имеет место равенство:
– формула перехода к новому основанию
Доказательство
Преобразуем данное равенство, домножив левую и правую часть на знаменатель правой части:
![]()
![]()
Далее возведем
в степень левой и правой части:
Преобразуем левую часть, применив свойство степеней:
Согласно основному логарифмическому тождеству:
Таким образом:
Согласно основному логарифмическому тождеству:
Следовательно:
Мы получили равенство, которое верно по основному логарифмическому тождеству. То есть:
![]()
Что и требовалось доказать.
Следствия из формулы перехода к новому основанию
1. Первое следствие мы вывели попутно, доказывая формулу перехода:
2. Подставим в предыдущую формулу
:
![]()
Доказательство
Докажем третье следствие из формулы перехода к новому основанию
, при
; ![]()
Доказательство
Прологарифмируем данное равенство по основанию
:
В правой и левой части вынесем степень за знак логарифма:
Так как
, то:
Согласно второму следствию из формулы перехода к новому основанию
, следовательно:
Домножим левую и правую часть на знаменатель правой части:
![]()
Равенство верное, следовательно:
Что и требовалось доказать.
Пример 1
Вычислите:
![]()
Решение
Разность логарифмов с одинаковым основанием – это логарифм частного, а сумма логарифмов с одинаковым основанием – логарифм произведения. А у нас в числителях и знаменателях стоят логарифмы с одинаковыми основаниями.
![]()
Применяя эти свойства, получаем:

Согласно формуле перехода к новому основанию
:
![]()
![]()
Следовательно: ![]()
Из основания логарифма показатель степени
выносится за знак логарифма как
, а из подлогарифмического выражения – как
, то есть:
![]()
Следовательно: ![]()
Ответ:
.
Пример 2
Вычислите:
![]()
Решение
Нам известно следствие из формулы перехода к новому основанию:
С помощью этой формулы преобразуем показатель степени в данном выражении:
![]()
Таким образом:
![]()
Ответ:
.
Пример 3
Вычислите:
Решение
Преобразуем показатель степени, избавившись от минус первой степени:
![]()
Приведем всё к одному основанию (в данном случае к 5), воспользовавшись следствием из формулы перехода к новому основанию
![]()

Домножим числитель и знаменатель на
:

![]()
Следовательно:
Применим основное логарифмическое тождество:
Ответ: 5.
Пример 4
Известно, что
,
;
. Вычислить:
Решение
Существует два способа решения этой задачи.
1. Перейдем в логарифмах (в выражении, которое нам необходимо вычислить) к одному основанию –
. Для этого воспользуемся формулой перехода к новому основанию:
а) 
Так как:
![]()
– по условию, то: 
б) 
в) Таким образом: ![]()
2. Второе решение состоит в том, что если
, то
. Подставив это в наше выражение, мы получим выражение с одной переменной
, вычислить его будет несложно, главное не запутаться в степенях.
Ответ:
.
Пример 5
Дано:
. Найти: ![]()
Решение
Заметим, что все числа в условии – это комбинации двоек и троек:
;
;
;
. Перейдем в данных логарифмах к основанию 2 или 3. Например, к трем:
1. ![]()
Таким образом: ![]()
Выразим из этого выражения
: ![]()
Домножаем это выражение на 3: ![]()
![]()
Вычтем из левой и правой части выражения 1 и разделим эти части на 2:
![]()
![]()
2. ![]()
3. Так как
, то: 
Домножим числитель и знаменатель на
: 
Ответ:
.
Пример
Упростите выражение:
Решение
Согласно основному логарифмическому тождеству представим 2 в виде:
Тогда:
Следовательно:
В данном примере мы попутно доказали полезное свойство:
Ответ: 0.
Список литературы
1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл. – М.: Мнемозина, 2001.
2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
3. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1990.
4. Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Корешкова Т.А., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2001.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт youtube.com (Источник)
2. Интернет-сайт «Гипермаркет Знаний» (Источник)
3. Интернет-портал «ЯКласс» (Источник)
4. Интернет-сайт «Уроки математики» (Источник)
Домашнее задание
1. Задания 1596, 1602, 1612 (стр. 237–239) – Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Корешкова Т.А., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.: Задачник (Источник)
2. Докажите тождество:
.
3. Докажите тождество:
.