Математика
Тема 12: Десятичные дроби. Профильный уровеньУрок 8: Умножение и деление десятичных дробей
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Что такое запись числа в десятичной системе счисления? Например, запись числа 2536?
Это краткая запись суммы:
Десятичная дробь – это тоже краткая запись суммы:
С помощью запятой отделяется целая часть от дробной. Умножение или деление на 10, 100, 0,1, 0,01 и так далее не меняет цифры в записи, а лишь сдвигает запятую.
Напоминание:
Кроме того, стоит помнить, что любую десятичную дробь можно представить в виде произведения:
Умножение десятичной дроби на целое число или другую десятичную дробь
В предыдущем разделе были повторены все необходимые правила для того, чтобы умножать десятичную дробь на целое число или на другую десятичную дробь.
Пример: а) ; б)
а)
б)
Каждый раз запятая была убрана, но информация о ней сохранялась с помощью множителя 0,1, 0,01 и так далее. Потом было выполнено умножение целых чисел. И снова запятая возвращалась на место, учитывая множитель.
Правило умножения дробного числа на целое число
Чтобы умножить дробь на целое число, нужно умножать, не обращая внимания на запятую, затем в ответе вернуть запятую на место, то есть отделить ею столько же цифр в дробной части, сколько было в исходном числе.
Пример:
Выполняя умножение, не стоит обращать внимания на запятую.
Затем необходимо поставить запятую так, чтобы в дробной части получилось, как и раньше, 3 цифры.
Умножение двух десятичных дробей. Правило
Для умножения двух десятичных дробей принцип абсолютно такой же.
Правило
Чтобы перемножить две десятичные дроби, нужно их перемножить, не обращая внимания на запятые, затем в ответе отделить запятой столько цифр, сколько их было у обоих чисел вместе.
Пример 1
Сначала необходимо переписать каждую дробь в виде целого числа и вспомогательного множителя. Таким образом, каждая дробь будет представлена в виде произведения.
Затем нужно выполнить умножение целых чисел отдельно, вспомогательных множителей отдельно. Полученный результат нужно умножить на 0,001, то есть выполняется отделение запятой дробной части длиной в 3 цифры.
Пример 2
Нужно выполнить умножение, не обращая внимания на запятые. Количество цифр после запятой – 3, поэтому запятая ставится, отделяя 3 цифры. Последний ноль можно убрать из записи.
Пример 3
Выполняется умножение в столбик, при этом не обращая внимания на запятые, но помня, что в конце надо будет также отделить запятой 4 цифры.
Пример 4
В ходе урока мы уже выяснили, что умножать десятичные дроби технически означает просто умножать целые числа. Далее в ответе нужно отделить запятой знаков столько, сколько их было у всех чисел вместе.
Конечно, это правило распространяется и на случай нескольких множителей:
Деление десятичных дробей
Ситуация с делением десятичных дробей такая же: если уметь делить целые числа одно на другое, то тогда получится и десятичную дробь делить на другую десятичную дробь.
Пример
Когда заканчивается целое число, которое надо разделить, то ставится запятая и продолжается выполнение вычислений:
Пример
Здесь ситуация ровно такая же: как только кончается целая часть – ставится запятая:
То есть технически не важно, что делить на целое число – дробь или другое целое число. Алгоритм одинаковый.
Общий алгоритм деления
Пусть надо число поделить на число . Это можно записать так:
или
Стоит помнить, что и можно умножить на одно и то же число, от этого результат не изменится.
В самом деле, можно делить , а можно , а можно . Можно все переписать в виде дробей. Результат все равно один – это равно 2.
Решение примеров
Пример. Одну десятичную дробь разделить на другую десятичную дробь:
Можно умножить обе части на одно и то же число. В данном случае это 10. Умножение на 10 означает сдвиг запятой вправо на одну позицию. Тогда второе число станет целым. А деление на целое число уже было изучено на этом уроке:
Задание: 1. ; 2.
1.
2.
Вывод
На этом уроке были изучены правила деления и умножения десятичных дробей. Кроме того, были также рассмотрены и решены различные примеры на данную тему.
Список литературы
1. Виленкин Н.Я.. Математика: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. 17-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
2. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5–6. – М.: Илекса, 2011.
3. Ершова А.П., Голобородько В.В. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Математика 5–6. – М.: Илекса, 2006.
4. Хлевнюк Н.Н., Иванова М.В.. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5–9 классы. – М.: Илекса, 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Портал "Школьный помощник" (Источник)
2. Портал "Школьная математика" (Источник)
3. Портал "МетаШкола" (Источник)
4. Портал Matematika-na.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Вычислите:
а) ; б)
2. Вычислите:
а) ; б)