Математика
Тема 13: Инструменты для вычислений и измерений. Профильный уровеньУрок 3: Проценты (Слупко М.В.)
- Теория
Введение
Прочитаем на латыни
. Это будет звучать как «
pro centum –
на сотню». Или в -русском варианте «
процента». То есть процент – это название «сотая» по-латыни. Кроме названия, есть и свой символ
.
Зачем нужны проценты? В математике не нужны. Здесь уже есть десятичные дроби, в том числе сотые. Проценты – это договоренность, чтобы лучше понимать друг друга, в таких науках, как экономика, статистика, социология и т.д.
Задача
В одном классе учится
человек, из них
хорошист, в другом
человек, из них
хорошиста (Рис. 1). Где успеваемость выше?

Рис. 1. Иллюстрация к условию задачи
Решение
В одном классе хорошисты составляют
часть, а во втором –
части. Где этот показатель выше, то есть какая из этих дробей больше? Чтобы понять, нужно привести дроби к одному знаменателю и сравнить. Во многих профессиях (экономика, финансы) договорились такие показатели сразу считать со знаменателем
.
Приведем наши дроби к знаменателю
:
![]()
![]()
Теперь все просто:
.
Но это и есть проценты:
.
Ответ: в первом классе успеваемость выше, чем во втором.
Эквивалентные записи
Итак, в математике
-е,
-е,
-е. В финансах, экономике – проценты. Потренируемся переходить от одной эквивалентной записи к другой и наоборот.
1. Сметана имеет жирность
(Рис. 2). Как это сказать по-другому?

Рис. 2. Сметана
![]()
2.
минут – это четверть часа (Рис. 3). Как то же самое сказать с использованием процентов?

Рис. 3. Четверть часа
![]()
3. В этом году выпало
осадков от нормы (Рис. 4). Как это можно сказать по-другому?

Рис. 4. Количество осадков выше нормы
Ну, во-первых,
– это на
больше, чем
. То есть можно сказать «выпало на
больше обычного».
Если перевести в десятичную дробь, то можно сказать, что в этом году осадки составили
от нормы (или на
больше обычного).
Переход от процентов к десятичной дроби
Десятичные дроби – удобный математический инструмент для расчетов. Если нужно решить задачу на проценты, то лучше всегда переходить от процентов к записи в виде десятичной дроби.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Может случиться, что самих процентов окажется дробное количество. Никакого значения для нас это не имеет.
(шесть с половиной процентов). Уменьшаем в
раз, т.е. переносим десятичную запятую влево на две позиции:
.
![]()
![]()
Итак, чтобы перевести проценты в десятичную дробь, нужно количество процентов уменьшить в
раз, сдвинуть запятую влево на
позиции.
Переход от десятичной дроби к процентам
В задачах на проценты часто и ответ надо дать в процентах. Потренируемся делать переход в обратную сторону, десятичную дробь записывать в процентах.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Итак:
- чтобы перейти от процентов к десятичной дроби, нужно число уменьшить в
раз, перенести запятую влево на две позиции; - чтобы совершить обратный переход от десятичной дроби к процентам, надо увеличить число в
раз, перенести запятую вправо на две позиции.
Промежуточный итог
Давайте подведем итог.
- Мы разобрались, что такое процент. Это международное название для одной сотой.
- Мы научились переходить от одной эквивалентной записи к другой. От процентов, которые используются во многих науках к десятичным дробям (т.е. уже к математическому инструменту), и обратно.
Нахождение процента от числа
Пример 1
Найти
от
.
Решение
Так как
, то теперь задача для нас звучит так – «найти
от
».
Но, чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь:
.
Итак,
от
это
.
Ответ:
.
Пример 2
От
найти
.
Решение
.
.
.
.
Заключение
На следующем уроке мы подробно рассмотрим, какие виды задач на проценты обычно встречаются, и научимся их решать. Рассмотрим общий алгоритм решения любой задачи на проценты.
Список рекомендованной литературы
- Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., 31-е изд., стер. - М: Мнемозина, 2013.
- Математика 5 класс. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь к учебнику Виленкина Н.Я., М.: Экзамен, 2013.
- Математика 5 класс. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., М.: Вентана - Граф, 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет портал «math-prosto.ru» (Источник)
- Интернет портал «school-assistant.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Переведите десятичную дробь в проценты: а)
; б)
; в)
;
. - Переведите проценты в десятичную дробь: а)
; б)
; в)
; г)
. - Найдите процент от величины:
а)
от
м
б)
от
г
в)
от
кг
г)
от
дм