Математика
Тема 13: Инструменты для вычислений и измерений. Профильный уровеньУрок 4: Проценты (Вольфсон Г.И.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие процента
Слово «процент» происходит от латинского словосочетания per cent, что в переводе означает «на сотню» или «сотая часть».
Один процент – это одна сотая часть от какого-либо числа. Процент обозначается знаком %.
Например, один процент от ста – это единица. В роли процента могла бы выступать и одна десятая, и одна двенадцатая часть, но выбрали именно одну сотую, потому что это удобно.
Пример
Дано число 200. Найти от этого числа 18 %.
Решение
По определению, один процент – это сотая часть от числа, то есть 18 % – это 18 сотых от числа. В данном случае это число 200.
Следовательно, 200 необходимо умножить на 18 сотых. Это можно записать в виде обыкновенной дроби:
или десятичной:
Задачи на вычисление процентов от числа
Задача 1
У купца было 2000 рублей. 23 процента этой суммы он решил отдать своему сыну. Сколько денег останется у купца?
Решение
Эту задачу можно решить двумя способами.
1 способ
Посчитаем сумму денег, которую купец отдает своему сыну. Эта сумма составляет 23 % от 2000 р:
Следовательно, у купца останется:
2 способ
У купца было 2000 р. Это сто процентов всей суммы. 23 % он отдал, поэтому у него осталось 77 % от 2000 рублей.
Ответ: 1540 рублей
Задача 2
Первоначальная цена на товар была 200 рублей, после этого она поднялась на 20 %. Какой стала цена?
Решение
Эту задачу можно решить двумя способами.
1 способ
Посчитаем, сколько рублей составляют 20 % от 200 рублей:
Следовательно, новая цена станет равной:
2 способ
200 рублей – это сто процентов. Эту цену подняли на 20 %, поэтому всего получилось 120 %.
120 % – это 120 сотых, или 1,2 от числа:
Задача 3
Товар стоил тысячу рублей. Продавец поднял цену на 10 %, а через месяц снизил ее на 10 %. Сколько стал стоить товар?
Решение
После увеличения на 10 % товар будет стоить:
Эту цену уменьшают на 10 %. То есть, новая цена на товар будет равна 90 % от 1100 рублей.
Видно, что итоговая цена не будет равной первоначальной, так как во второй раз 10 % брали от большей величины.
Ответ: рублей
Задача 4 (вычисление числа по его проценту)
12 учеников из класса получили оценку «5». Эти ученики составляют 30 % от всех учеников класса. Сколько в классе учеников?
Решение
1 способ
Если 30 % – это 12 учеников, тогда 1 % от всех учеников класса будет равен:
Следовательно, 100 % от всех учеников класса, то есть их общее количество, будет равно:
2 способ
Пусть – это общее количество учеников. 30 % от – это 12 учеников:
Отсюда будет равен:
Следовательно, всего в классе учатся 40 учеников.
Итоги урока
На этом уроке мы узнали, что такое процент и для чего он применяется. Научились вычислять процент от числа, а также вычислять число по его проценту.
Список литературы
- Н. Я. Виленкин. Математика: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. –17-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
- Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: 5–6. – М.: Илекса, 2011. – 106 с.
- Ершова А. П., Голобородько В. В. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Математика 5–6. – М.: Илекса, 2006. – 432 с.
- Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика 5 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений — М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет-портал «matematika-na.ru» (Источник)
- Интернет-портал «festival.1september.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Вопросы в конце параграфа 40 и задачи № 1579, 1576, 1600, 1604 (стр. 239) – Н. Я. Виленкин. Математика: учеб. для 5 кл. (Источник)
- Собрали 100 кг грибов. Оказалось, что их влажность – 99 %. Когда грибы подсушили, влажность снизилась до 98 %. Какой стала масса этих грибов после подсушивания?
- Цену за товар уменьшили на 10 %, а затем еще на 10 %. Стоит ли он дешевле, если цену сразу снизить на 20 %?