Математика
Тема 11: Действия с обыкновенными дробями. Профильный уровеньУрок 1: Основное свойство дроби (Слупко М.В.)
- Теория
Пример № 1 Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Рассмотрим дробь
. У данной дроби знаменатель 5 – это значит, что объект разделили на пять частей. А числитель 2 указывает на то, что взяли только две части (рис. 1).

Рис. 1. ![]()
Например, определим
от ста рублей:
(руб.)
Посмотрим на дробь
. Эта дробь состоит из таких же долей, что и предыдущая (
), но берем мы их четыре (рис. 2).

Рис. 2. ![]()
Вычислим
от ста рублей:
(руб.)
Итак, и
, и
состоят из частей
, только в первом случае мы взяли 2 таких части, а во втором – 4, поэтому
, причем ровно в 2 раза.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями, большая та, у которой числитель больше.
Пример № 2 Увеличение числителя
На уроке математики учитель написала на доске дробь и спросила, что произойдет, если числитель увеличить в два раза (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация к примеру
Решение
1. Умножим числитель на два:
![]()
2. По аналогии с первым примером можно сказать, что дробь
в два раза больше, чем
. Объяснением тому, послужит следующее утверждение. Обе эти дроби состоят из одинаковых частей (
только в первом случае было пять частей – числитель пять, а во втором в два раза больше – числитель десять.
Задание № 1 Увеличение числителя
Увеличьте дроби в три раза:
,
,
.
Решение
1. Чтобы увеличить дробь в несколько раз, нужно числитель умножить на это количество раз.
![]()
2. Умножим восемь на три и получим дробь:
![]()
3. Умножим числитель последней дроби на три:
![]()
Пример № 3 Уменьшение числителя
Уменьшим дробь
в два раза. Для этого разделим числитель на два.
![]()
Проанализируем данную операцию. После того как мы разделили числитель на два, сама дробь уменьшилась в два раза.
Задание № 2 Уменьшение числителя
Уменьшите дроби в четыре раза:
,
,
.
Решение
1. Чтобы уменьшить дробь в определенное количество раз, необходимо числитель разделить на это количество. Следовательно, восемь – числитель первой дроби – надо разделить на четыре.
![]()
2. Аналогично поступаем и со второй дробью.
![]()
3. Для решения разделим 100 на 4 и получим новую дробь:
![]()
Сделаем вывод: если числитель дроби увеличить в несколько раз, то сама дробь увеличится в это количество раз. Так, если числитель дроби уменьшить в какое-то количество раз, разделить на определенное число, то сама дробь уменьшится в это количество раз.
Пример № 4 Сравнение дробей с одинаковыми числителями
Рассмотрим две дроби:
и
. Какая больше, а какая меньше? Найдем
и
от 100 рублей.
(руб.)
![]()
Теперь можно сравнить полученные числа.
Так,
больше, чем
в два раза.
Из двух дробей с одинаковыми числителями большая та, у которой знаменатель меньше.
Пример № 5 Увеличение знаменателя
На уроке математики учитель (рис. 4) написала дробь и спросила, что произойдет, если знаменатель увеличить в два раза.

Рис. 4. Иллюстрация к примеру
Решение
1. Умножим знаменатель на два.
![]()
2. Проанализируем. Так, новая дробь,
в два раза меньше, чем исходная,
.
Задание № 3 Увеличение знаменателя
Уменьшить дроби в три раза, изменив знаменатели:
,
,
.
Решение
1. Чтобы уменьшить дроби в три раза, необходимо умножить их знаменатели на три.
![]()
2. Умножим двенадцать на три.
![]()
3. Проделаем такую же математическую операцию и с последней дробью.
![]()
Пример № 6 Уменьшение знаменателя
Уменьшим знаменатель
в два раза.
![]()
Теперь видим, что
в два раза меньше, чем
.
Задание № 4 Уменьшение знаменателя
Увеличь дроби в четыре раза, изменив знаменатели:
,
,
.
Решение
1. Для увеличения дроби в четыре раза путем изменения знаменателя необходимо знаменатель разделить на четыре:
![]()
2. Разделим на четыре знаменатель второй дроби:
![]()
3. Увеличим последнюю дробь в четыре раза:
![]()
Таким образом, уменьшая знаменатель в некоторое количество раз, мы увеличиваем саму дробь в это количество раз. Увеличиваясь в знаменателе в несколько раз, дробь уменьшается в это количество раз.
Обратим внимание на то, что, меняясь в числителе, дробь меняется в ту же сторону. Изменяясь в знаменателе, дробь меняется в обратную сторону.
Пример № 7 Умножение и деление дроби на одно и то же число
Рассмотрим дробь
. Умножим и числитель, и знаменатель на два.
![]()
Теперь проанализируем, как изменилась дробь. Увеличиваясь в числителе в два раза, дробь должна увеличиваться в два раза, а увеличение знаменателя в два раза должно приводить к уменьшению дроби в два раза. Получается, что дробь одновременно увеличивается и уменьшается в два раза – это приводит к тому, что дробь не меняется.
Проверим данное утверждение. Вычислим каждую дробь от 100 рублей.
(руб.)
(руб.)
![]()
Следовательно, две дроби равны:
![]()
Таким образом, если одновременно и числитель, и знаменатель умножить на одно и то же число, то дробь не изменится.
1. Разделим числитель и знаменатель
на 2, 4, 8 и 16.
![]()
![]()
![]()
![]()
Одновременное деление числителя и знаменателя на одно и то же число не изменяет дробь. Следовательно, все полученные дроби равны друг другу.
![]()
Выводы
Подытожим полученные знания.
1. Если числитель дроби увеличить/уменьшить в несколько раз, то сама дробь увеличится/уменьшится во столько же раз соответственно:
больше в с раз, чем ![]()
меньше в с раз, чем
2. Если знаменатель дроби увеличить/уменьшить в несколько раз, то дробь уменьшится/увеличится во столько же раз соответственно:
меньше в с раз, чем ![]()
больше в с раз, чем
3. Если и числитель, и знаменатель дроби умножить или разделить на определенное число, которое не равно нулю, то дробь от этого не изменится. Такие дроби называют эквивалентными:
![]()
Список литературы
- Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с. : ил.
- Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина.
- Истомина И.Б. Математика, 6 класс. – М.: Ассоциация ХХI век.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013., стр. 34–35 чит., выучить правила, стр. 36 № 216, 217.
- Увеличьте числители дробей в 3, 7 и 9 раз:
,
,
. - Уменьшите числители дробей в 2, 3 и 5 раз:
,
,
. - Увеличьте знаменатели дробей в 1, 4 и 6 раз:
,
,
. - Уменьшите знаменатели дробей в 2, 4 и 7 раз:
,
,
. - * Укажите по три эквивалентные дроби данным.
а)
б)
в)
г) 