Математика
Тема 13: Положительные и отрицательные числа. Профильный уровеньУрок 6: Изменение величин
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Увеличение и уменьшение величины можно обозначать положительным и отрицательным числами. Например, увеличение на можно обозначить как . Уменьшение на можно обозначить как (Рис. 1).
Мы далеко не всегда так поступаем. В самом деле редко кто скажет: «Изменение температуры составило или». Обычно мы говорим: «Температура повысилась на градуса или понизилась на градуса».
Так когда все-таки удобно использовать положительные и отрицательные числа для обозначения изменения различных величин?
Пример 1. Учет на складе
Предположим, что мы выдаем мячи на спортивном складе: люди приходят к нам и отдают мячи либо забирают. В начале рабочего дня мы пересчитываем мячи. Например, их оказалось штук. Количество выданных мячей мы обозначаем отрицательным числом, принятых обратно – положительным (Рис. 2).
Удобство такой записи в том, что мы в любой момент можем посчитать, сколько мячей в данный момент на складе, не пересчитывая каждый раз общее количество. Считаем общее движение мячей: . Значит, общее количество уменьшилось на и сейчас на складе мячей (Рис. 3).
Итак, запись изменения величины с помощью положительных и отрицательных чисел удобна, когда нам нужно знать в любой момент эту величину, непосредственно ее не измеряя (например, не пересчитывая общее количество мячей).
Пример 2. Денежные расчеты
Задача взаимных расчетов похожа на задачу с мячами. Но есть и отличие. Когда мы звоним по телефону – тратим деньги со счета или зачисляем деньги на счет, то нет такого места, где лежали бы купюры или монеты, которые можно пересчитать. Таким образом, учет потраченных и зачисленных средств – единственный способ знать в каждый момент, сколько денег на счете. Ну а сам способ расчета точно такой же, как в предыдущем примере. Зная начальную сумму на счете (например, рублей), обозначая потраченные средства отрицательным числом, а зачисленные – положительным, всегда легко узнать, сколько денег на счете в данный момент. Более того, мы можем даже поговорить в долг, то есть в какой-то момент на счету может быть отрицательное количество денег (Рис. 4).
Итак, запись изменения величины с помощью положительных и отрицательных чисел удобна, когда сама величина виртуальна, не имеет физического носителя (как счет на мобильном телефоне).
Пример 3. Движение по прямой
Перемещение в физике определяют как разность между координатами конечной и начальной точек. Если координата точки после перемещения стала больше, то перемещение положительное, а если меньше, то отрицательное (Рис. 5).
Например, перемещение из точки в точку равно , а из точки в точку равно (Рис. 6).
Пример 4. Отслеживание динамики
Иногда важнее знать, не чему равна величина после нескольких ее изменений, а чему именно равно изменение и в какую сторону оно происходило. Например, для акций компаний часто самой важной информацией является не цена акций, а как эта цена менялась в последнее время, дешевели или дорожали акции и насколько. Изменения цен на акции записывают с помощью положительных и отрицательных чисел. И уже на основе этих данных принимаются решения, продавать или покупать акции. Или делаются выводы, хорошо или плохо идут дела в самой компании (Рис. 7).
Заключение
Итак, основная мысль урока: изменения величин часто обозначают с помощью положительных и отрицательных чисел. Это упрощает расчеты и улучшает наглядность. Если же в конкретной задаче этот инструмент (положительные и отрицательные числа) ничего не упрощает, то не нужно и использовать его.
Список рекомендованной литературы
- Математика. 6 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. М.: ИОЦ «Мнемозина», 2014.
- Математика. 6 класс. Учебник в 3 частях. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. М., 2010.
- Математика. Учебник для 6 класса. Виленкин Н.Я. и др. М.: ИОЦ «Мнемозина».
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «festival.1september.ru» (Источник)
- Интернет портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет портал «videouroki.net» (Источник)
Домашнее задание
1. Длина пружины в покое равна мм. Чему равна длина пружины, если она:
А) увеличилась на мм,
Б) уменьшилась на мм,
В) уменьшилась на мм,
Г) увеличилась на мм?
2. Заполните пропуски:
3. Какое давление в колесе автомобиля, если утром оно было атмосферы, а в течение дня менялось: А) на атмосферы; Б) на атмосферы; В) на атмосферы; Г) на атмосферы.