Математика
Тема 14: Решение уравнений. Профильный уровеньУрок 1: Раскрытие скобок
- Теория
Тема: Решение уравнений
Урок: Раскрытие скобок
1. Вступление. Тема урока
Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+». Использование сочетательного закона сложения.
Если к числу нужно прибавить сумму двух чисел, то можно к этому числу прибавить сначала первое слагаемое, а затем второе.

Слева от знака равно выражение со скобками, а справа – выражение без скобок. Значит, при переходе от левой части равенства к правой произошло раскрытие скобок.
Рассмотрим примеры.
Пример 1. ![]()

Раскрыв скобки, мы изменили порядок действий. Считать стало удобнее.
Пример 2. ![]()

Пример 3. ![]()

Заметим, что во всех трех примерах мы просто убирали скобки. Сформулируем правило:

Замечание.
Если первое слагаемое в скобках стоит без знака, то его надо записать со знаком «плюс».

2. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»
Пример 1.![]()
Можно выполнить пример по действиям. Сначала к 889 прибавить 445. Это действие в уме выполнить можно, но это не очень просто. Раскроем скобки и увидим, что изменённый порядок действий значительно упростит вычисления.

Пример 2.![]()
Если следовать указанному порядку действий, то нужно сначала из 512 вычесть 345, а затем к результату прибавить 1345. Раскрыв скобки, мы изменим порядок действий и значительно упростим вычисления.

3. Примеры
Иллюстрирующий пример и правило.
Рассмотрим пример:
. Найти значение выражения можно, сложив 2 и 5, а затем взять полученное число с противоположным знаком. Получим -7.

С другой стороны, тот же самый результат можно получить, сложив числа, противоположные исходным.

Сформулируем правило:

; ![]()
4. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»
Пример 1.![]()

Пример 2. ![]()
Правило не изменяется, если в скобках не два, а три или более слагаемых.

Пример 3. ![]()
Замечание. Знаки меняются на противоположные только перед слагаемыми.

5. Примеры
Пример 1.![]()

Пример 2.![]()
Для того чтобы раскрыть скобки, в данном случае нужно вспомнить распределительное свойство.

Сначала умножим первую скобку на 2, а вторую – на 3.

Перед первой скобкой стоит знак «+», значит, знаки нужно оставить без изменения. Перед второй стоит знак «-», следовательно, все знаки нужно поменять на противоположные

6. Заключение
Список литературы
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. – Гимназия, 2006.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – Просвещение, 1989.
- Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5-6 класс – ЗШ МИФИ, 2011.
- Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5-6. Пособие для учащихся 6-х классов заочной школы МИФИ. – ЗШ МИФИ, 2011.
- Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. Библиотека учителя математики. – Просвещение, 1989.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012. (ссылка см. 1.2)
- Домашнее задание: № 1254, № 1255, № 1256 (б,г)
- Другие задания: № 1258(в), № 1248