Математика
Тема 9: Линейная функция и линейные уравнения. Профильный уровеньУрок 8: Прямая пропорциональность и её график (В.А.Тарасов)
- Теория
Напоминание теории из предыдущих уроков, формулировка понятия прямой пропорциональности
Напомним, что мы изучаем линейное уравнение относительно двух переменных – х и у, уравнение вида
, ![]()
Мы знаем, что графиком данного уравнения является прямая линия, каждая точка которой характеризуется двумя числами – координатами х и у – абсциссой и ординатой, и каждая точка удовлетворяет заданному уравнению.
В одном из уроков мы выражали у через х:
![]()
Пользуясь тем, что
можем на него разделить обе части уравнения:
![]()
Для удобства приняли следующие обозначения:
, получаем:
![]()
Таким образом, была получена линейная функция у от х в общем виде. Мы ввели некоторые новые обозначения: х называем независимой переменной, или аргументом, у называем зависимой переменной, или функцией. k и m – параметры, которые полностью и однозначно определяют конкретную линейную функцию.
Рассмотрим частный случай линейной функции, когда
, в таком случае
. Данная функция называется прямой пропорциональностью. Она определяется единственным параметром k. Нам следует изучить влияние данного параметра на график функции прямой пропорциональности и на саму функцию.
Решение опорного примера, введение некоторых понятий
Рассмотрим примеры:
Пример 1:
Пусть известно, что турист двигается со скоростью 2 км/ч от некоторого пункта А к другому пункту В. В таком случае пройденный им путь будет подчиняться закону:
(1)
Если известно, что пассажир едет на поезде от некоторого пункта А к другому пункту В, а поезд движется со скоростью 60 км/ч, то в каждый момент времени можно определить удаление пассажира от начального пункта по формуле:
(2)
В общем виде обе эти формулы можно представить как
. Не важно, что подразумевают под собой переменные х и у, важно только, что одна из них независимая, например время, а вторая зависимая, например расстояние.
Вернемся к нашим примерам. В общем виде формулы 1 и 2 можно представить как
![]()
Отсюда
– это одна из физических интерпретаций углового коэффициента.
Если перейти к формуле прямой пропорциональности, то
![]()
Решение примеров
Рассмотрим примеры:
Пример 2:
(3) и
(4) – обе функции это прямая пропорциональность. Построим графики этих функций, для этого составим таблицы:
|
х |
0 |
1 |
|
у |
0 |
2 |
Таблица для функции 3;
![]()
|
х |
0 |
1 |
|
у |
0 |
-2 |
Таблица для функции 4;
![]()

Угловой коэффициент является аналогом скорости в равномерном прямолинейном движении.
Одна из основных задач – это уметь находить угловой коэффициент в различных выражениях.
Пример 3 – найти угловой коэффициент:
![]()
![]()
Отсюда очевидно, что ![]()
![]()
![]()
Отсюда очевидно, что ![]()
Отметим также, что если
, то угол между графиком функции и положительным направлением оси х тупой и функция убывает, а если k>0 – угол острый и функция возрастает, это видно из графика в примере 2. Физический аналог этому такой: если турист ушел из дома и его скорость равна 2км/ч, то в каждый момент времени расстояние от него до дома увеличивается, а если сказать, что расстояние выражается как
, это значит, что он возвращается домой и расстояние сокращается.
Формулировка свойств данной функции
Сформулируем свойства прямой пропорциональности:
- График любой такой прямой проходит через начало координат, так как в уравнении
при
независимо от значения
у будет равен нулю;
- Рассмотрим несколько функций:
– прямая пропорциональность;
– линейная функция;
– линейная функция;
Построим графики данных функций. У каждой из них
. У первой
, у второй
, у третьей
. Напомним, что параметры k и m определяются из стандартного вида линейного уравнения ![]()
Составим таблицы для построения графиков:
|
х |
0 |
1 |
|
у |
0 |
2 |
Таблица для первой функции;
|
х |
0 |
-0,5 |
|
у |
1 |
0 |
Таблица для второй функции;
|
х |
0 |
0,5 |
|
у |
-1 |
0 |
Таблица для третьей функции;

Как мы видим, построенные прямые параллельны, причиной тому является равенство их угловых коэффициентов. Есть теорема, которая гласит:
Если
– график прямой пропорциональности, то график
будет ему параллелен, так как коэффициент k определяет угол наклона к оси х, и этот коэффициент у функций равный.
Пример 3 – построить графики функций:
![]()
![]()
![]()
![]()
Сразу отметим, что прямые не будут параллельны, так как их угловые коэффициенты не равны.
Для построения каждого графика нам достаточно выбрать одну точку, так как вторая уже известна – это точка (0; 0).
Итак, для первого графика возьмем точку (1; 1)
Для второго графика возьмем точку (1; 2)
Для третьего графика (1; -1)
Для четвертого (1; -2)

По графику очень хорошо видно, что прямая
пошла круче, чем прямая
, угол прямой
менее острый, при одинаковых значениях аргумента значение функции
больше чем
, но в обоих случаях угол острый и функция возрастает.
Обе прямые
и
имеют тупой угол наклона, обе функции убывают, но у прямой
менее тупой и эта функция убывает быстрее.
Решение типовых задач
Пример 4 – определить соотношение между угловыми коэффициентами:

![]()
![]()
отсюда ![]()
Итак, роль углового коэффициента – это скорость роста функции.
Рассмотрим некоторые типовые задачи.
Пример 5:
Построить график прямой пропорциональности, если известно, что ему принадлежит точка с координатами (2; 8)

Для построения прямой нам нужно две точки, первая из них (0; 0), так как все графики прямой пропорциональности проходят через точку (0; 0), а вторая точка задана – это точка (2; 8).
Можно поступить иначе. Из заданной точки (2; 8) мы понимаем, что х=2 и у=8 удовлетворяет нашему уравнению вида
, подставим эти значения и найдем k:
, отсюда
. Итак, нам задано уравнение
, которое мы легко можем построить.
Пример 6:
Построить график прямой пропорциональности
и по нему ответить на множество вопросов.
Начнем с построения графика. Первая точка нам известна – для любого графика прямой пропорциональности это точка (0; 0). Для второй точки возьмем
, тогда
:

По графику требуется определить значение функции при следующих значениях аргумента:
,
,
,
;
Кроме того, по заданному значению функции определить значение аргумента: ![]()
,
, ![]()
Определить по графику решение неравенств:
и ![]()

y<0 при x<0
y>0 при x>0
Пример 7 – найти наибольшее и наименьшее значение функции, если они существуют:
1)Задана функция
, причем ![]()
2)
, ![]()
Построим график функции
:

Для первого случая х меняется в пределах
, значит, у меняется в пределах
, значит на этом интервале минимум функции равен нулю, а максимум трем.
Для второго случая х меняется в пределах
, значит, функция меняется в пределах
, значит, минимальное значение функции на этом интервале есть и оно равно трем, а максимального значения функция не достигает.
Последний тип задач – по заданному графику определить угловой коэффициент.
Пример 8 – определить угловой коэффициент:
Задан график прямой пропорциональности.

Мы видим, что график проходит через точку (1; 2), значит пара чисел х=1, у=2 удовлетворяет функции вида
, значит, можем подставить значения в уравнение и найти k:
![]()
Итак, нам задан график функции ![]()
Выводы по уроку
Вывод: в данном уроке мы рассмотрели частный случай линейной функции – прямую пропорциональность. Мы сформулировали свойства данной функции и основные типовые задачи, связанные с данной темой.
Список рекомендованной литературы
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
- Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Рекомендованное домашнее задание
- Задание 1: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра 7, № 299, ст.68;
- Задание 2: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра 7, № 300, ст.68;
- Задание 3: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра 7, № 305, ст.68;