Математика
Тема 9: Линейная функция и линейные уравнения. Профильный уровеньУрок 12: Метод подстановки (С.М.Слупко)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Продолжаем разговор о том, как решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными.
Повторим основные мысли:
- Уравнение – это условие, наложенное на переменные. Или – это та информация, которая нам известна про переменные. Нам известно, что сумма и равна : .
- Объединение двух уравнений в систему означает, что эти условия выполняются одновременно. Или, иными словами, информация нам известна про одни и те же переменные. Нам известно, что сумма и равна , а также что минус равно : .
- Решение системы – это пара чисел, являющаяся решением каждого уравнения. Если коротко, то это общее решение для обоих уравнений. Пара является решением каждого уравнения, а значит, и всей системы.
Метод подстановки
Рассмотрим систему уравнений: .
Первое уравнение нам сообщает, что . Тогда запишем, что .
Говорят: «мы выразили переменную из первого уравнения».
Так как уравнения объединены в систему, значит, речь в каждом идет про одни и те же и . Значит, все, что мы знаем про из первого уравнения, мы можем использовать во втором.
Заменим во втором уравнении на равное ему выражение. Вот именно здесь и появляется метод подстановки. Информацию из одного уравнения подставляем в другое. Получим: .
Получили уравнение с одной переменной , которое мы уже умеем решать:
Теперь эту информацию, про , используем в первом уравнении.
Решение системы – это пара чисел .
Метод подстановки, когда одно условие подставляется в другое, мы часто используем в обычной жизни. Кто хочет, может изучить пример использования этого принципа при поиске человека в социальных сетях.
Поиск в социальных сетях
Представьте такую ситуацию. Вы в гостях у своего друга Пети познакомились с девочкой Женей и, уже вернувшись домой, решили найти ее в социальной сети.
Вот что вы знаете:
1. Она подруга Пети
2. Она тоже учится в классе, хоть и в другой школе
3. Зовут Женя
4. Живет тоже в Москве
Каждое из этих условий имеет очень много решений по отдельности. Друзей у Пети много, -классниц огромное количество, девочек с именем Женя тоже и так далее.
Но так как все эти условия относятся к одному человеку, то это система: , а решением системы является такой человек, который соответствует сразу всем условиям. И решаем эту систему мы методом подстановки. Выбираем одно условие, потом туда подставляем другое и так далее.
Итак:
Открываете страничку Пети и выбираете список всех его друзей. Это решения первого условия. Их . (См. Рис. 1.)
Подставляем сюда второе условие. Раз в классе, то ее возраст от до лет. Количество решений уменьшилось до . (См. Рис. 2.)
Добавляем условие, которое мы изначально забыли, но нам его подсказала сеть – пол. Женский. Осталось . (См. Рис. 3.)
Город Москва. Осталось 37 человек (См. Рис. 4.)
Имя Женя. Осталось два человека. (См. Рис. 5.)
Итак, система имеет решения, из них несложно выбрать нужного нам человека.
Мы последовательно в одно условие подставляли другое и так раза, то есть решили задачу методом подстановки.
Пример (с графическим методом)
Решить систему: .
Решение
Выражать переменную легче ту, коэффициент перед которой равен единице. Если нет переменной с таким коэффициентом, то выражаем любую переменную из любого уравнения.
Выразим из первого уравнения переменную (выбрали ее, потому что у нее наименьший коэффициент, но это не принципиально):
Подставим во второе уравнение вместо полученное выражение:
Получили уравнение только с переменной . Решим его:
Так, .
Подставим найденное значение в выражение для :
Поменяем местами первое и второе уравнение:
Сделаем проверку, подставив решение в каждое уравнение.
Получаем верные равенства:
Проиллюстрируем решение системы графически.
Для каждого уравнения системы выберем по два решения. Например, и для и и для
Отметим эти решения в виде точек и проведем через них прямые. (См. Рис. 6.)
Получили графики (множество решений) каждого уравнения. Точка пересечения и есть решение системы.
Алгоритм решения системы уравнений методом подстановки
1. Выразить одну (любую) переменную из любого уравнения.
2. Подставить полученное выражение во второе уравнение.
3. Решить уравнение с одной переменной.
4. Найденное значение переменной подставить в первое уравнение и найти значение второй переменной.
Примеры
1. Решить .
Решение
Выразим из первого уравнения:
И подставим во второе:
Во втором уравнении получили очевидный факт, верное равенство. Эта запись не несет никакой полезной информации для нас, мы ее можем исключить. Остается только первое уравнение.
Система эквивалента одному уравнению: , а ее решение – это решение данного уравнения, которых бесконечно много.
Проиллюстрируем решение системы графически.
Возьмем два решения для первого уравнения: и .
Но они же являются решениями и для второго. Два графика совпадают. (См. Рис. 7.)
Решение уравнения и есть решение системы. То есть решений у системы бесконечно много – вся прямая.
Итак, если после подстановки мы получили верное числовое равенство, то система имеет бесконечно много решений.
2. Решить .
Решение
Выразим из первого уравнения: .
Подставим выражение во второе уравнение: .
Решим полученное уравнение с одной переменной:
Получили неверное числовое равенство. То есть уравнение, полученное после подстановки, не имеет решения. Задаем себе вопрос – при каких значениях и : ? Не существует таких значений. Делаем вывод: система не имеет решений.
Построим графики уравнений этой системы. Выбираем по два решения для каждого уравнения и строим графики. (См. Рис. 8.) Например, и для и и для .
Они параллельны друг другу. То есть нет общих точек (общих решений) у этих графиков. Вывод: решений у системы нет.
Таким образом, если после подстановки мы получили неверное числовое равенство, то решений у системы нет.
3. Решить:
Решение
Одно из уравнений содержит только одну переменную. Задача становится только проще. Выражаем и подставляем во второе уравнение:
Получаем решение: .
Построим графики этих уравнений. График первого уравнения – прямая, параллельная оси , проходящая через отметку на оси . Второй график проходит, например, через точки и . Точка пересечения – решение системы. (См. Рис. 9.)
Заключение
Итак, повторим.
1. Уравнения системы – это информация про одни и те же переменные. Поэтому информацию из одного уравнения можно использовать в другом, подставлять в другое уравнение: .
2. Для решения системы выражаем одну (любую) переменную из любого уравнения и подставляем во второе уравнение: .
3. Получим уравнение с одной переменной. Решаем его:
4. Полученное значение переменной подставим в первое и находим оставшуюся переменную: ; ; .
5. Если в ходе решения в одном уравнении пропали все переменные и получилось ВЕРНОЕ числовое равенство: , это значит, что уравнения были эквивалентны друг другу, решениями системы являются решения любого из них. Их бесконечно много.
6. Если в ходе решения мы получили НЕВЕРНОЕ числовое равенство: , это означает, что одно уравнение не имеет общих решений со вторым. У системы нет решений.
Список литературы
1. М.И. Башмаков. Алгебра. Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 – 224 с.
2. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Алгебра. Практикум для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 – 184 с.
3. Э.Г. Гельфман и др. Алгебра. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 264 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)
2. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)
3. Интернет-сайт mathematics-repetition.com (Источник)
Домашнее задание
1. Решить уравнение: .
2. Решить уравнение: .
3. Решить уравнение: .