Математика

Тема 8: Математический язык. Профильный уровень

Урок 8: Математическая модель

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

Всегда, когда мы передаем какую-то информацию, мы ее упрощаем. Передаем не всё, а только самое важное. Когда мы говорим «я сижу за столом», то не описываем, из чего сделан стол, цвет и высоту стола. Мы упрощаем ситуацию. Мы можем нарисовать что-нибудь, например сделать чертеж детали. Это тоже упрощение.

 

Когда мы хотим решить какую-то задачу, найти какую-нибудь величину, мы тоже упрощаем. Заменяем реальные объекты числами (геометрические фигуры). В таком случае говорят, что мы строим математическую модель.

 

Пример математической модели

 

 

В одной вазе  яблока, во второй . (См. Рис. 1.) Сколько всего яблок в двух вазах?

 

Рис. 1. Вазы с яблоками

Если вы ответили , значит, вы уже успели построить математическую модель и с её помощью решить задачу.

Без модели эта задача решается так. В одной вазе  яблока, во второй . Складываем их вместе и пересчитываем. (См. Рис. 2.)

Рис. 2. Все яблоки

Но мы поступаем не так. Все яблоки разные (разного цвета, сорта), но нас интересует только их количество. Поэтому яблоки в обеих вазах мы заменяем числами  и . Теперь нам не надо складывать яблоки вместе, а остается сложить только числа.

Это и есть математическая модель, математическое упрощение действительности.

Нам осталось сложить числа  и . Получить .

Действия мы произвели с моделью, но выводы сделали относительно реальной ситуации. Всего яблок .

Кроме того, что модель упростила решение, мы с помощью нее решили сразу много реальных задач. Например, в одном дворе  машины, во втором . (См. Рис. 3.) Сколько всего машин? Та же самая модель дает ответ: .

 

Рис. 3. Машины во дворах

В одной комнате  человека, в другой . (См. Рис. 4.) Всего  человек.

 

Рис. 4. Люди в комнатах

 

Как решать задачи

 

 

Чтобы решить какую-то задачу, обычно поступают так:

 

Переходят от реальной ситуации к модели. Решают модель по некоторому алгоритму. Возвращаются от модели к реальной ситуации.

 

Построение моделей

 

 

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с моделями:

 

План зрительного зала (см. рис. 5) – это модель настоящего зала. Она упрощает задачу – найти наше место.

Рис. 5. План зрительного зала

Ту же самую функцию выполняют карта страны или мира. (См. Рис. 6.)

Рис. 6. Карта мира

  • Когда мы идем по улице и смотрим на номера домов, то понимаем, что -й дом будет после -го и -го. (См. Рис. 7.)

Рис. 7. Порядок расположения домов

Мы это понимаем, потому что в голове у нас есть модель – натуральные числа и порядок, в котором они расположены.

 

Применение математической модели в жизни

 

 

Рассмотрим пример, как удачная математическая модель помогла решить задачу, которую люди не могли решить очень долго.

 

В городе Кёнигсберге (сейчас Калининград) было  мостов. (См. Рис. 8.)

Рис. 8. Мосты в Кёнигсберге

Жители пытались понять, можно ли гулять так, чтобы пройти по всем мостам, но ни по какому не проходить два раза.

Много лет они не могли решить эту задачу.

Когда над ней стал думать Леонард Эйлер, то понял, что здесь много лишней информации, которая отвлекает. Он решил упростить задачу, сделать математическую модель.

Участки суши он стал сжимать до тех пор, пока они не превратились в точки. А мосты превратил в линии, которые соединяют эти точки. (См. Рис. 9.)

Рис. 9. Математическая модель Эйлера

Задача теперь выглядит так – можно ли нарисовать такую фигуру (она называется граф), не отрывая карандаша от бумаги и не проводя ни по какой линии дважды. (См. Рис. 10.)

Рис. 10. Граф

Ответ оказался отрицательным. Нельзя. Значит, и по всем мостам нельзя пройти ровно один раз.

Кому интересна эта задача – наберите в поисковике «мосты Эйлера» и найдете подробное описание. Там же будет рассказ о теории графов.

 

Уравнение в математической модели

 

 

Очень часто математическая модель содержит уравнение. Уравнение – это аналог реальной ситуации, когда объект неизвестен, но кое-что мы про него знаем.

 

Например, сыщик Шерлок Холмс знает, что у преступника рыжая борода, что он хромает на правую ногу и ему больше  лет. Вот это уже и есть уравнение, которое Холмс пытается решить.

Математическое уравнение возникает, когда нам неизвестна некая величина, но мы знаем про нее какие-то факты.

Задача. В двух вазах  яблок, причем в одной на  больше, чем в другой. Сколько яблок в каждой вазе?

Решение. Для решения этой задачи мы составляем математическую модель.

От яблок мы переходим к числам. Яблоки в каждой вазе мы заменяем числом (количеством).

Так как нам неизвестно количество яблок в одной вазе, то мы вводим переменную .

В одной вазе  яблок, во второй на  больше, т. е. . Тогда всего яблок:

Вот мы и построили математическую модель. Мы не думаем больше о яблоках, а только о том, как решить это уравнение.

Корень уравнения , тогда.

Мы решили модель.

Теперь возвращаемся к реальной ситуации и получаем ответ:  – это количество яблок в первой вазе и  – во второй.

 

Задача

 

 

Кирпич весит килограмм и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?

 

Эта задача нацелена на то, чтобы вы быстро дали неправильный ответ. Конечно же, ответ «полтора килограмма» неверный. А потом, когда рассказчик вам даст правильный ответ, вы должны восхититься этим фокусом. На самом деле восхищаться здесь нечем. Математическая модель дает нам очень быстрое решение.

Решение.

1. С использованием математической модели.

Нам неизвестна масса кирпича. Обозначим ее . Масса половины кирпича – это .

Тогда условие задачи мы переписываем в виде: .

Это и есть наша математическая модель.

Так как она сохраняет только важное для задачи, то здесь лишние слова нас не вводят в заблуждение и мы легко решаем эту смоделированную задачу (уравнение).

Итак,  – это решение нашей модели, уравнения. Решение задачи: масса кирпича –  кг.

2. Можно решить эту задачу и без математического моделирования.

Кирпич весит килограмм и еще полкирпича. Кладем это все на весы. (См. Рис. 11.)

Кирпич мы можем расколоть на две половины. (См. Рис. 12.)

Рис. 12. Раскололи целый кирпич

Мы можем с обеих сторон убрать полкирпича. (См. Рис. 13.)

Рис. 13. Убрали с чаш по полкирпича

То есть мы уже поняли, что полкирпича весит килограмм. Значит весь кирпич –  кг. Но здесь на последнем шаге мы снова применили математическую модель, а собирались без нее.

Доведем дело до конца по-честному. Раз полкирпича весит столько же, сколько гиря, то добавим слева полкирпича, а справа гирю. (См. Рис. 14.)

Рис. 14. Добавляем слева полкирпича, а справа гирю

Склеим снова кирпич. (См. Рис. 15.)

Рис. 15. Склеили кирпич

Таким образом, масса кирпича –  кг.

 

Заключение

 

 

На этом уроке были разобраны понятие математической модели и способы ее применения. Итак, математическая модель – это способ описания реальной жизненной ситуации (задачи) с помощью математического языка.

 

 

Список литературы

1. М.И. Башмаков. Алгебра. Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 – 224 с.

2. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Алгебра. Практикум для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 – 184 с.

3. Э.Г. Гельфман и др. Алгебра. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 264 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт «ЯКласс»(Источник)

2. Интернет-сайт «Школьный помощник» (Источник)

3. Интернет-сайт school.xvatit.com (Источник)

 

Домашнее задание

1. Составь математическую модель данной ситуации: «Стоимость стакана мандаринового сока –  руб., а стакана виноградного сока –  руб. Известно, что  стакана виноградного сока стоят столько же, сколько  стакана мандаринового сока».

2. В скелете новорождённого костей на  больше, чем в скелете взрослого человека. Вместе у них  костей. Сколько костей у родителей младенца вместе, если у всех взрослых людей число костей в скелете одинаково?

3. У саранчи мышц в  раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них  мышц?

 

Видеоурок: Математическая модель по предмету Алгебра за 7 класс.