Математика
Тема 14: Соотношения между сторонами и углами треугольников. Профильный уровеньУрок 15: Две задачи на построение
- Видео
- Тренажер
- Теория
Задача 1
Условие: на прямой a найти точку, равноудаленную от точек a и b.
Решение:
Дано: прямая a, две точки A и B.
Подобные задачи удобно решать методом геометрических мест.
Искомая точка должна лежать на прямой a (по условию) (рис. 1).
а)
Искомая точка должна лежать на серединном перпендикуляре p к отрезку AB по свойству этого серединного перпендикуляра (рис. 2).
б) p
Серединный перпендикуляр к отрезку AB есть геометрическое место точек, равноудаленных от концов отрезка AB.
Точка M – это пересечение прямой a и серединного перпендикуляра p, если она существует, дает решение задачи.
в)
Следует помнить, что не всегда задача имеет решение.
Если отрезок , то серединный перпендикуляр , то задача не имеет решений (рис. 3).
Ответ: задача имеет единственное решение, если AB не перпендикулярна прямой a. Этим решением является в точке . Если , то задача не имеет решений.
Прикладное значение задачи 1
Предположим, что A и B – населенные пункты, а вдоль прямой a прокладывается железная дорога. Где найти место для станции, если она должна быть равноудалена от населенных пунктов A и B? Это точка M. Но если AB почти перпендикулярна прямой a, то равное справедливое расстояние MA и MB велико и неудобно для всех жителей (рис. 4).
Вывод: математическая постановка решенной задачи не вполне соответствует интересам жителем.
Задача 2
Задача 2 – минимизация суммарных издержек на перевозки из A и B до станции N
Условие: На прямой a найти такую точку N, при которой сумма NA+NB минимальна для всех точек прямой a(рис. 5).
1. Случай, когда – самое лучшее место расположения точки N, точка пересечения прямой (рис. 6).
2. Случай, когда AB не перпендикулярна a. Проведем перпендикуляр AK из точки A к прямой a и отложим A1K=AK, затем соединим точку B с точкой A1. Пересечение A1Bс прямой a даст точку N (рис. 7).
Докажем, что так полученная точка N, является решением задачи.
Сравниваем первую сумму , со второй суммой , где N1 – любая точка на прямой а (рис. 8).
Учтем, что прямая a– это серединный перпендикуляр к отрезку AA1, а значит, , . Значит, , по неравенству треугольников .
Ответ: станция в точке Nобеспечивает минимум суммарных затрат на перевозки из пункта A и B.
На этом уроке мы решили задачи на построение и обсудили их прикладное значение. Выяснили, что математическая постановка некоторых задач может не вполне соответствовать действительности.
Список литературы
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, С. А. Шестаков, И. И. Юдина. Планиметрия. Пособие для углублённого изучения математики. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Даны прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную прямой а.
- Проведите прямую. Отметьте какую-нибудь точку А, лежащую на прямой, и точку В, не лежащую на прямой. Проведите две пересекающиеся прямые a и b. Отметьте точку С пересечения прямых; точку А на прямой a, не лежащую на прямой b точку D, не лежащую ни на одной из прямых a и b.
- Задан остроугольный треугольник , постройте его высоту и медиану, выходящие из точки .