Математика
Тема 10: Степень с натуральным показателем и одночлены. Профильный уровеньУрок 12: Приведение одночлена к стандартному виду; задачи
- Видео
- Тренажер
- Теория
Решение задач на приведение одночленов к стандартному виду
На предыдущем уроке было сформулировано определение одночлена, стандартного вида одночлена. Данный урок мы начнем с того, что решим несколько задач на приведение одночлена к стандартному виду и сопутствующих задач.
Задача 1: привести данные одночлены к стандартному виду, указать одночлены с одинаковой буквенной частью.
а); б); в); г);
Напомним правило приведения одночлена к стандартному виду, сформулированное в предыдущем уроке: вначале нужно перемножить все числовые множители, то есть сформировать численный коэффициент одночлена, а затем перемножить соответствующие степени, то есть сформировать буквенную часть.
Теперь приведем к стандартному виду заданные одночлены:
а);
б);
в);
г);
Красным цветом у полученных одночленов стандартного вида выделен коэффициент, а зеленым – буквенная часть.
Очевидно, что одночлены б и г имеют одинаковую буквенную часть, а именно . В дальнейшем одночлены с одинаковой буквенной частью будем называть подобными.
Решение уравнений с одночленами
Задача 2: привести левую часть выражения к одночлену стандартного вида и решить полученное уравнение:
а);
Приведем одночлен в левой части к стандартному виду, пользуясь правилом приведения:
;
Перепишем исходное уравнение с учетом приведения одночлена к стандартному виду:
;
Разделим обе части уравнения на 6:
, а значит .
Решим еще одно уравнение:
б);
приводим левую часть к стандартному виду и переписываем уравнение с учетом приведения:
, а значит .
То есть, можем сформулировать следующую стандартную задачу на одночлены – в уравнении, содержащем одночлен в одной из частей, привести этот одночлен к стандартному виду, а затем решить уравнение.
Решение вычислительной задачи на нахождение конкретного значения одночлена
Задача 3: вычислить значение одночлена , при ; ;
Как и для любого алгебраического выражения, подставим и в одночлен и найдем его значение:
;
Решение геометрической задачи методом математического моделирования
Теперь рассмотрим геометрическую задачу.
Задача 4: в прямоугольном параллелепипеде длина в два раза больше ширины, высота в четыре раза больше ширины. Найдите его измерения, если объем равен 1000см3.
Решим задачу методом математического моделирования
Первый этап – составление математической модели. Для этого нужно ввести удобные буквенные переменные. Обозначим ширину за х см. Тогда можем выразить через х и другие измерения. В условии сказано, что длина в два раза больше ширины, то есть длина будет 2х см, а высота в четыре раза больше ширины, то есть высота будет 4х см. Теперь весь параллелепипед охарактеризован через одну переменную. По условию задан объем параллелепипеда, который выражается произведением длины, ширины и высоты. Запишем, чему равен в данном случае объем параллелепипеда:
. Математическая модель составлена.
Второй этап – работа с математической моделью, которая в данном случае заключается в нахождении х. Мы имеем уравнение с одночленом в левой части и числом в правой. Необходимо привести одночлен к стандартному виду:
.
Запишем уравнение с учетом приведения к стандартному виду:
. Поделим обе части уравнения на 8:
, , а значит .
Третий этап – ответ на вопрос задачи. Ширина параллелепипеда была принята за х, то есть она равна пяти; длина, выраженная как 2х, соответственно равна десяти, высота, выраженная как 4х, равна двадцати. Ответ: измерения параллелепипеда равны 5; 10; 20 см соответственно.
Список рекомендованной литературы
1. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
3. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Школьный помощник (Источник).
2. Google.com.ua (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Задание 1: привести одночлен к стандартному виду, указать одночлены с одинаковой буквенной частью:
а) б); в); г); д);
Задание 2: найти численное значение одночленов при заданных параметрах:
; ,5; ; .
а) ; б); в); г);
Задание 3: привести одночлены к стандартному виду и решить уравнения:
а) ; б); в);
Задание 4: решить задачу методом математического моделирования:
Площадь прямоугольного поля составляем 300м2. Учитывая, что длина поля в три раза больше ширины, рассчитать его размеры.