Математика
Тема 10: Степень с натуральным показателем и одночлены. Профильный уровеньУрок 15: Умножение одночленов, возведение в натуральную степень
- Видео
- Тренажер
- Теория
Разъяснение операции умножения и возведения в натуральную степень
Из предыдущих уроков мы запомнили, что можно складывать и вычитать одночлены, но только подобные, а вот умножать и возводить в натуральную степень можно любые одночлены. Выясним, почему это возможно, рассмотрев примеры.
Пример 1: . Данный одночлен приведен к стандартному виду. Что же значит умножить его на другой одночлен?
;
И умножить все это на третий одночлен:
;
В результате мы получили одночлен – произведение чисел и степеней, в не стандартном виде. Отсюда следует, что умножать можно любые одночлены.
Приведем полученный одночлен к стандартному виду:
;
Поскольку возведение в степень это, по сути, умножение одночлена на себя какое-то количество раз, а умножать можно любые одночлены, мы имеем полное право возводить одночлены, причем снова любые, в натуральную степень.
Примеры
Разберем примеры.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3:
Комментарии к примерам 1-3: при умножении двух и более одночленов результатом является новый одночлен не стандартного вида, поэтому, чтобы выполнить операцию умножения, нужно только привести этот новый одночлен к стандартному виду.
Рассмотрим примеры на возведение одночлена в степень.
Пример 1:
Пример 2:
Пример 3:
Пример 4:
Краткие выводы по операциям умножения и возведения в степень
Комментарии к примерам 1-4: при возведении одночлена в степень необходимо сначала возвести в степень его коэффициент, а потом буквенную часть. Для этого следует вспомнить правило возведения степени в степень, а именно, что показатели степеней перемножаются. Кроме того, при решении примеров 3 и 4 следует вспомнить, что «-1» в любой четной степени даст «1», а в нечетной – «-1».
Решение прямой и обратной задач на возведение одночлена в степень
Рассмотрим типовые задачи:
Пример 1: и
Поскольку «2» - это натуральная степень, а мы можем возводить одночлен в любую натуральную степень, выполним первое действие:
;
Для решения второго действия нужно вспомнить, что любое число в нулевой степени это единица, при условии, что это число не ноль, так как не имеет смысла, то есть, мы имеем право написать:
;
Пример 2: вместо знака «*» поставить такой одночлен, чтобы равенство выполнялось:
;
Коэффициент в левой части пока равен трем, а в правой – девяти, значит, в левой части не хватает тройки; переменная b в левой части стоит во второй степени, а в правой в третьей, значит левую часть нужно умножить на b в первой степени:
;
Рассмотрим следующую типовую задачу. Представить данный одночлен в виде квадрата некоторого одночлена:
Пример 1: ;
Нужно определить, какой одночлен возвести в квадрат, чтобы получить заданный.
Чтобы получить 81, нужно 9 возвести в квадрат, то есть коэффициент искомого одночлена 9.
Чтобы получить , нужно возвести в квадрат, итак, мы имеем:
;
Но возникает вопрос, однозначен ли данный нами ответ? Можно ли подобрать другой такой одночлен, который при возведении в квадрат даст заданный одночлен?
Для ответа на этот вопрос вспомним, что , то есть существует еще один одночлен, которые при возведении в квадрат даст нам заданный – это .
Пример 2:
Данный пример решается аналогично предыдущему.
Решение задачи на упрощение
Рассмотрим задачу на упрощение
Пример 1:
Вывод: в данном уроке мы рассмотрели операции умножения одночленов и возведения их в натуральную степень, научились решать некоторые типовые задачи.
Список рекомендованной литературы
1. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
3. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Школьный помощник (Источник).
2. Интернет-портал Ikt.oblcit.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Задание 1: выполнить умножение:
а) ; б); в); г);
Задание 2: возвести в степень:
а) ; б); в); г);
Задание 3: представить одночлен в виде:
а) произведения трех одночленов стандартного вида;
б) произведения двух одночленов, один из которых ;
в) квадрата одночлена стандартного вида;
г) куба одночлена стандартного вида.