Математика
Тема 10: Алгебраические дроби. Профильный уровеньУрок 19: Степень с отрицательным показателем
- Видео
- Тренажер
- Теория
Определение и свойства степеней с натуральным показателем
Вспомним, что такое степень с натуральным показателем. По определению:
Вспомним также свойства степеней с натуральным показателем:
1. ;
2. ();
3. ;
4. ;
5. ().
Постараемся ввести степень с отрицательным показателем так, чтобы свойства для степени с натуральным показателем остались верными и для степеней с отрицательными показателями.
Степень с нулевым показателем
Сначала введём степень с показателем 0. Для этого в свойстве 2 положим: . Получим:
()
()
Таким образом, получаем следующий вывод: для любого ненулевого основания его нулевая степень должна равняться 1.
Или: .
Степень с отрицательным показателем
Перейдём теперь к определению отрицательных степеней. Для этого в свойстве 2 положим , получим:
()
()
Получаем такое определение степени с отрицательным показателем:
, .
Мы вводили определение так, чтобы все свойства степени с натуральным показателем сохранялись. Вы можете в этом легко убедиться, подставив формулу из определения в остальные свойства. Поэтому в дальнейшем мы можем смело ими пользоваться.
Решение примера
Рассмотрим несколько примеров на применение полученного определения и свойств степени.
Пример 1.
а) ;
б) ;
в) ;
Примечание: часто при упрощениях удобно пользоваться формулой: . Докажите её самостоятельно.
г) .
Примечание: часто при упрощениях удобно пользоваться формулой: . Докажите её самостоятельно.
Пример с приведением различных чисел к степеням с одинаковым основанием
Пример 2.
Представить следующие выражения в виде степеней числа 2:
.
Решение:
.
Последнее выражение можно было преобразовать и по-другому: .
Примечание: часто при упрощениях удобно пользоваться формулой: Докажите её самостоятельно.
Второй пример очень важен: мы научились сводить разные основания к одному. Это полезно при решении различных примеров.
Решение более сложных примеров
Пример 3. Вычислить:
а) ;
б) .
Последнее выражение можно было преобразовывать и другим способом:
Аналогичные идеи работают не только с числами, но и с буквенными выражениями. Рассмотрим несколько примеров.
Решение примеров с буквенными переменными
Пример 4.
а) ;
б) ;
в) ;
г)
На этом уроке мы ввели понятие степени с отрицательным показателем, выяснили, что все свойства степеней с натуральными показателями остаются верными и для нового вида степеней. Также рассмотрели ряд примеров на применение данных свойств.
На следующем уроке мы начнём изучение новой темы – квадратные уравнения.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Вся элементарная математика (Источник).
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
3. Старая школа (Источник).
Домашнее задание
1. №106-112, Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Представьте в виде степени однозначного натурального числа дробь: а) , б) , в) , г) .
3. Представьте в виде степени с основанием 10 число: а) , б) , в) , г) .
4. Найдите значение выражения: а) , б) .