Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 14: Преобразование выражений с корнями (внесение множителя под знак корня)
- Теория
Тема: Функция
. Свойства квадратного корня
Урок: Преобразование выражений с корнями (внесение множителя под знак корня)
1. Повторение определения и основных свойств квадратного корня
Начнем урок с повторения теории.
Определение. Квадратным корнем из неотрицательного числа
называется такое неотрицательное число
, квадрат которого равен
.
.
Из определения следует тождество
при
.
Пример 1. Вычислите
, т. к.
.
Пример 2. Решите уравнение ![]()
Решение. Уравнение может показаться очевидным и выполненным всегда при всех значениях переменной
. Действительно, мы уже знакомы с тождеством, которое представляет собой это уравнение, однако, важно помнить, что оно выполнено при
, что и будет являться решением уравнения. Это тот случай, в котором решением уравнения может являться не одно или несколько чисел, как мы привыкли, а целая числовая полуось.
Ответ.
.
Основные свойства квадратного корня:
а) ![]()
б) ![]()
в) ![]()
Рассмотрим две важнейшие типовые задачи урока, на методе решения которых будет базироваться подход к другим подобным задачам.
2. Две типовых задачи на внесение множителя под квадратный корень
Пример 3. Внесите множитель под знак корня: а)
, б)
.
Решение. Задачи отличаются только знаком выражения, которое является множителем перед корнем, но это принципиальный аспект дальнейшего решения.
а) Внесение положительного множителя под знак корня. Если
, то
, тогда
.
б) Внесение отрицательного множителя под знак корня. Если
, то
(т. к.
), тогда
.
Ответ.
;
.
Как видно из приведенного примера, знак вносимого под корень выражения важен, и если он отрицательный, то перед корнем после внесения множителя должен остаться минус, в случае внесения положительного множителя, значение выражения остается положительным.
Когда нам известны два принципиальных подхода к решению задач, можем перейти к различным примерам.
3. Различные примеры на внесение множителя под квадратный корень
Пример 4. Внесите множитель под знак корня: а)
, б)
, в)
.
Решение. а) Т. к. множитель перед корнем положительный, то
.
б) Т. к. множитель перед корнем отрицательный, то
.
в) В этой задаче может показаться, что решение имеет различные варианты, т. к. знак выражения перед корнем не известен, но следует заметить, что такое же выражение находится и под знаком корня, т. е. оно неотрицательно по определению квадратного корня (
). Имеем вариант для внесения неотрицательного числа
.
Ответ.
;
;
.
Пример 5. Внесите множитель под знак корня и упростите: а)
, б)
.
Решение. Задачи похожи, однако, отличаются знаками вносимых под корень множителей, подход к решению нам уже известен, применим его.
а)
, тогда
.
б)
, тогда
.
Ответ.
.
Пример 6. Внесите множитель под знак корня и упростите: а)
, б)
.
Решение. а) По определению квадратного корня
, т. к. если произведение трех одинаковых чисел неотрицательно, то и эти числа неотрицательны, тогда вносим под корень неотрицательное число:
.
б) По определению квадратного корня
, тогда вносим под корень отрицательное число:
.
Ответ.
;
.
На следующем уроке рассмотрим более сложные задачи на преобразования выражений с корнями, в которых нам понадобятся знания обо всех основных свойствах квадратного корня.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Старая школа (Источник).
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
3. Обучающие курсы (Источник).
Домашнее задание
1. №318, 319, 332, 339, 340, 343. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Внесите множитель под знак корня: а)
, б)
, в)
.
3. Внесите множитель под знак корня, если известно, что
: а)
, б)
.
4. Расположите в порядке возрастания числа: а)
, б)
.