Математика

Тема 7: Квадратные уравнения

Урок 2: Решение задач с помощью квадратных уравнений

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

При решении любой задачи необходимо сначала перевести её условие на математический язык, составить нужное уравнение (или не одно, а несколько уравнений – систему уравнений), а затем решить его. Поговорим о таких задачах, в которых уравнения будут получаться не линейные, как это было раньше, а квадратные. Или сводящиеся к квадратным.

Три основных типа текстовых задач в математике – на движение, на работу и на смеси. На смеси очень редко бывают задачи, сводящиеся к квадратным уравнениям, так что о них сейчас говорить не будем. Рассмотрим задачу на движение.

Задача 1. Катер прошел 5 км по течению реки и 8 км по озеру, затратив на весь путь 1 час. Скорость течения равна 3 км/ч. Найти скорость катера по течению.

В подобных задачах лучше всего за х брать то, что спрашивают. Тогда мы не ошибемся, если, найдя х, сразу запишем его в ответ.

Итак, пусть х км/ч – скорость катера по течению. Тогда скорость катера по озеру меньше ровно на скорость течения – ведь в озере течения нет. Значит, по озеру катер двигался со скоростью (х-3) км/ч. При этом мы также знаем пути, которые катер прошёл по реке и по озеру. Вспомним уравнение движения: S = vt. Найдем время по формуле t = s:v. Время движения по озеру 8:(x-3), а по реке 5:x.

Чтобы было удобнее, запишем все данные в следующую таблицу.

 

S, км

v, км/ч

t, ч

По течению

5

x

5x

По озеру

8

x-3

8x-3

 

Теперь вспомним, что в общей сложности катер плыл 1 час, получаем уравнение:

8x-3+5x=1 .

Умножим обе части уравнения на x(x-3) и приравняем числители при условии x(x-3)0.

8x+5x-3=x(x-3)

8x+5x-15=x2-3x

x2-16x+15=0

D=(-16)2-4115=256-60=196

D=14

x1=--16-142=1

x2=--16+142=15

Первый ответ не подходит, так как скорость катера по течению не может быть меньше скорости течения. Значит, ответ: 15 км/ч.

Универсальный алгоритм для решения текстовых задач:

  1. Переписать условие на математический язык.
  2. Составить уравнение или систему уравнений.
  3. Решить полученное уравнение или систему.
  4. Проанализировать полученное решение и записать ответ.

Так, в рассмотренной задаче про катер получилось два значения неизвестной, и чисто алгебраически оба они являются решениями уравнения (системы). Однако для одного из значений скорость катера против течения реки получается отрицательной – это и есть анализ: в ответ записываем только второе значение.

Задача 2. Бассейн наполняется двумя трубами за 10 часов. За сколько часов наполнит бассейн первая труба, если она это делает на 15 ч быстрее, чем вторая?

Для начала вспомним формулу для вычисления объёма проделанной работы: А = vt. Обрати внимание на то, что здесь есть полное соответствие задачам на движение: путь – объём работы, скорость – производительность, время – время.

Эту задачу можно решить по алгоритму. Сначала перепишем условие на математическом языке.

Работа по наполнению бассейна объёмом A выполнена двумя трубами одновременно с общей скоростью v1+v2 за время t = 10 ч.

Первая труба наполняет бассейн (объём работы A) со скоростью v1 за время t1.

Вторая труба наполняет бассейн (объём работы A) со скоростью v2 за время t2.

Разница между временем t2 и временем t1 равна 15 (t2>t1 на 15 ч).

Обрати внимание на то, что в подобных задачах на совместную работу производительности складывать можно, а времена – нет.

Второй шаг – составляем систему:

A=10v1+v2A=v1t1A=v2t2t2-t1=15

Так как трубы заполняют один и тот же бассейн, то есть выполняют одинаковую работу, то можно принять работу за 1. Обрати внимание, речь не идет об 1 литре или кубометре, 1 в данном случае – это 1 бассейн. Так что и производительность в этом случае будет измеряться не в литрах в час, а в бассейнах в час, то есть какую часть бассейна заполнит труба за час.

Третий шаг – решаем систему:

110=v1+v2A1t1=v1A1t2=v2At2=15+t1

Получаем:

1t1+1t1+15=110

Умножим обе части на 10t1(t1+15)

10t1+15+10t1=t1(t1+15)

10t1+150+10t1=t12+15t1

t12-5t1-150=0

Решая уравнение, получим два корня: 15 и -10.

И теперь анализ: время не может быть отрицательным, так что ответ – 15 часов.