Математика
Тема 12: Квадратные уравнения. Профильный уровеньУрок 13: Теорема Виета
- Теория
Введение
Французский математик Франсуа Виет, изучая квадратные уравнения, обнаружил изящную связь между корнями уравнения и его коэффициентами. Теорема Виета – цель нашего урока.
Вспомним.
Квадратным называется уравнение вида:
, где
.
Уравнение можно почленно разделить на
:
![]()
Цель – получить приведенное квадратное уравнение:
;
, ![]()
Вспомним формулу корней квадратного уравнения:
; ![]()
Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения
Теорему Виета сформулируем для приведенного квадратного уравнения:
Числа
,
являются корнями уравнения
тогда и только тогда, когда пара
является решением системы:
![]()
Теорема Виета утверждает, что квадратное уравнение и система одновременно разрешимы или неразрешимы.
Корни уравнения дают все решения системы
. И наоборот, все решения системы дают корни уравнения.
Система симметрическая относительно
и
, т. е. если пара
является решением, то пара
тоже является решением. Потому что система не изменится, если в системе
и
мы поменяем местами, а значит, в формулировке теоремы мы можем заменить пару
на пару
.
Докажем теорему Виета.
Дано:
,
– корни уравнения
.
Доказать:
.
Доказательство
Итак, мы знаем формулу корней квадратного уравнения:
, ![]()
Сложим их:
![]()
Первое равенство системы доказано.
Если
и
удовлетворяют уравнению, то их сумма равняется
.
Перемножим
и
:
![]()
Числитель мы сократили по формуле разности квадратов.
Вспомним, что такое дискриминант.
![]()
Подставим:
![]()
Что и требовалось доказать.
Итак, первая часть теоремы Виета доказана. Если
и
– корни квадратного приведенного уравнения, то они удовлетворяют системе
.
Продолжим доказательство.
Дано:
– решение системы
.
Доказать:
,
– корни уравнения
.
Доказательство
Мы имеем:
![]()
![]()
Итак, мы доказали, что если выполняются требования системы, то
– корень квадратного уравнения, но так как наша система симметрична, то можно
заменить на
и наоборот. Значит:
, т. е.
тоже корень уравнения
.
Итак, в обратную сторону теорема доказана.
А именно, доказано, что если числа
и
образуют пару, которая удовлетворяет системе
, то эти числа являются корнями квадратного уравнения. Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения доказана полностью.
Теорема Виета для неприведенного квадратного уравнения
Вспомним, что
,
.
Числа
,
являются корнями уравнения
тогда и только тогда, когда пара
является решением системы:

Рассмотрим эти соотношения.
Нарисуем оси координат. Предположим, что
, т. е. ветви параболы направлены вверх. Предположим, что дискриминант
, имеются два корня,
и
, и есть ось симметрии у параболы. Вспомним, что
или
(если есть корни). В терминах
,
это записывается так:
![]()
То есть первое уравнение
отражает симметрию параболы относительно прямой
(см. Рис. 1).

Рис. 1. Симметрия параболы
Что показывает второе уравнение
?
Оно показывает, каковы знаки у корней.
Если
, то корни одного знака.
Если
, то корни разных знаков.
Мы доказали теорему Виета. Но чем же она хороша?
Во-первых, она иногда позволяет относительно просто решить само уравнение.
Пример 1
Решите уравнение
.
Решение
Это уравнение можно решить через дискриминант, но это довольно утомительно.
Подметим особенность этого уравнения. Если
мы опустим, то получим
.
Значит,
– это очевидный корень уравнения.
Но если мы знаем один корень, то легко найдем и второй корень.
![]()
Но так как первый корень нам уже известен, то:
![]()
Ответ:
,
.
Итак, мы нашли корни уравнения по теореме Виета.
Давайте посмотрим, что нам надо было бы сделать, если бы мы захотели решить эту задачу через дискриминант:


Разница в удобстве решения очевидна.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 2
Решите уравнение
.
Решение
Это задание можно решить двумя способами.
1 способ (через дискриминант):

![]()
,
;
2 способ (теорема Виета):

Тут очень просто подобрать корни:
![]()
,
;
Ответ:
,
.
Здесь теорема Виета дала способ подбора корней.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 3
Определите число корней и знаки корней уравнения
.
Решение
Для того чтобы решить эту задачу, нам даже не нужно решать само уравнение.
Чтобы узнать, сколько корней в уравнении, найдем дискриминант.
– значит, имеем два корня:
.
Первую часть задачи мы решили.
Для определения знаков корней привлекаем теорему Виета:
– произведение корней – отрицательное число, соответственно, корни уравнения разных знаков.
Итак, теорема Виета дала нам возможость определить знаки корней уравнения.
Ответ: 2 корня разных знаков.
Заключение
Итак, мы доказали и обсудили важную теорему – теорему Виета. Привели задачи на ее применение.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Дано квадратное уравнение
укажите сумму и произведение корней. - Корнями квадратного уравнения
являются -13 и 2.Чему равны коэффициенты
и
? - Решите уравнение
.