Математика
Тема 13: Неравенства. Профильный уровеньУрок 2: Простейшие неравенства
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Неравенства
Урок: Простейшие неравенства
1. Пример №1
Мы сталкиваемся с неравенствами в нашей жизни с самого детства. Например, кого ты больше любишь: папу или маму? Больше, вот оно первое неравенство. Или: тебе мама больше шоколадок положила, чем мне, – вот опять неравенство.
Таким образом, самые простейшие неравенства мы встречаем буквально с младенчества. А потом мы приходим к неравенствам, которые можно уже выразить числами. Почти теми, которые вы решаете на уроках алгебры. Приведу пример, как это неравенство может получиться.
Пример №1.
Мама дала 10 рублей и сказала купить 5 шоколадок. Как вы думаете, какая должна быть цена шоколадки, чтобы вы могли купить эти 5 шоколадок? Понятно, что, если, например, шоколадка стоит 1 рубль, то 5 шоколадок стоит 5 рублей, соответственно, вы сможете на 10 рублей купить 5 шоколадок. Если шоколадка стоит 3 рубля, то не сможете. Так вот, как поймать эту границу? В этом нам помогут неравенства, с которыми мы сейчас познакомимся.
Неравенство: 5х≤10.
Пусть х – это цена шоколадки, тогда 5 шоколадок будет стоить 5х, и нам нужно, чтобы общая стоимость 5 шоколадок, т. е. 5х, была не больше 10, т. е. 5х≤10.
Как решить такое неравенство?
Прежде чем решать неравенства, с которыми мы, возможно, столкнулись впервые, давайте вспомним, какие аналогичные задачи мы умеем решать.
Вы умеете решать уравнения.
5х=10; х=2
Вы делите это равенство на 5, левую, правую часть, получаете х=2.
Можно ли так же решить неравенство?
1-е свойство неравенства:
1. а>0: ax>b; x >
Если коэффициент при х положителен, то на него можно разделить обе части. Левую, чтобы осталось х, и правую, чтобы получить ответ.
Замечу, что знак > здесь поставлен, т. е. мы можем его заменить произвольным знаком и <, и ≤, все равно свойство будет верно. Это свойство верно только при а > 0.
2. Пример №2
У друзей есть два торта. Один торт в два раза меньше другого. Каждый из друзей отдал половину торта родителям. (Рис. 1). У кого из друзей торта осталось больше?
Решение:;
Разделим это неравенство на 2 почленно: левую и правую часть. Неравенство сохранится
.
Ответ: половина от большего торта больше.
Пример №2а
2х≥-4; х≥2
Рассмотрим случай, если коэффициент при х будет отрицательным.
а>0.Делим на -2.
-2 делить на -2 – это 1, просто х; -4 разделить на -2 – это 2; итого х≥2. Проверка: подставим какое-нибудь значение, большее либо равное 2. Например, 3. Верно 3≥2.
Здесь, -23=-6≥-4. Вот это не верно. Итак, мы получили неверное решение.
Значит, наверное, пользоваться первым свойством нельзя. Поэтому для отрицательных чисел введем специальное второе свойство (Рис. 2).
Если а отрицательное, т. е. коэффициент при х отрицательный, то в неравенстве ах ≤ в знак меняется на противоположный.
4. Пример №3
Предположим, что зимой в Санкт-Петербурге температура была -20º, а в Москве -25º. Летом каждую температуру мы умножим на -1. И в Санкт-Петербурге она составит 20º, а в Москве – 25º.
Где было теплее зимой? Конечно, в Санкт-Петербурге, число -20>-25. С другой стороны, где теплее летом? В Москве,
25 > 20 (Рис. 3).
Таким образом, если в первом случае температура в Санкт-Петербурге была выше, т. е. неравенство было больше, то, умножив на -1, мы получаем неравенство в другую сторону, меньше, в Санкт-Петербурге меньше, чем в Москве. Это 2-е свойство.
5. Решение неравенств с применением свойств
Пример №4.
Дано: 3х>2; Найти х.
Для того чтобы найти х, хочется поделить левую, правую части на 3. Это можно сделать в соответствии со свойством 1. Поэтому делим на 3 левую часть, получаем х, правую часть Знак остается такой, какой и был.
Ответ: x > .
Пример № 5.
Дано: -2х≥-6; х≤3
В данном случае, вы видите, что при х стоит коэффициент -2, число отрицательное. Воспользуемся свойством №2. Разделим на -2, В левой части – х; в правой части -6 разделить на -2 – это 3. Знак меняется на противоположный: ≥ было, ≤ стало.
Второй способ. Переносим оба выражения в другие части.
6≥2х; 3≥х; х≤3
-2х переносим вправо, знак, естественно, меняется.
Значит, вместо -2х получится просто 2х.
-6 переносим влево, получается 6.
Применяем свойство №1, потому что коэффициент при х положительный. Получаем 3≥х, или х≤3.
Подведение итога урока
На данном уроке была рассмотрена тема: «Простейшие неравенства». Вы узнали о том, что представляют собой неравенства и где с ними можно встретиться в обычной жизни. Вы смогли на примере практических задач понять, как правильно составлять неравенства, узнали об алгоритме их решения.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ЕГЭ по математике (Источник).
- Интернет-портал Frezzii.narod.ru (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
Домашнее задание
- Решить неравенство: а)10 х 30.
- Какое из чисел больше х или у, если известно, что: а) ; б)
- №531, 533. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.