Математика
Тема 15: Площадь. Профильный уровеньУрок 10: Задачи из учебника А.Д. Александрова
- Видео
- Тренажер
- Теория
Решение задачи №1
Дано:
∆ АВС – прямоугольный; гипотенуза равна 2, один катет в 2 раза больше другого. Найти катеты (рис. 1).
Решение.
АВ = 2. Обозначим, что ВС = х, АС = 2х.
По теореме Пифагора:
х2 + (2х)2 = 22;
5х2 = 4;
х2 = ;
х = . – ВС
АС = 2х = .
Ответ: ВС = АС= .
Решение задачи №2
Найти медианы прямоугольного треугольниками с катетами 6 и 8 (рис. 2).
АС = 8; ВС = 6.
Решение.
Найдем гипотенузу АВ.
АВ =
Стороны ∆ АВС: 6, 8, 10.
Они в 2 раза больше, чем стороны египетского треугольника: 3, 4, 5.
Заметим более общий факт. Если имеем прямоугольный треугольник со сторонами а, b, с и каждую сторону умножаем на коэффициент k, то треугольник со сторонами ka, kb, kc будет прямоугольным. Этим часто пользуются при составлении задач.
Начнем с медианы, проведенной с угла С. По свойствам медианы СМ, АВ = АМ + МВ = 2 АМ.
Мы знаем, что медиана, проведенная к гипотенузе, равна ее половине (рис. 3).
Если вы хотите узнать, как доказывается этот факт, то вы можете пройти по этой ссылке.
Таким образом, СМ = .
Проведем медиану АМ. Воспользуемся теоремой Пифагора для ∆АСМ (Ð С = 90°) (рис. 4).
ВС = 2СМ
СМ = 3
АМ =
Проведем медиану ВМ (рис. 5).
∆ВМС – прямоугольный. ВС = 6, МС = ½ АС = 4.
ВМ =
Ответ: СМ = 5; АМ = ВМ =
Решение задачи №3
Дан прямоугольник АВСD. Точка О внутри прямоугольника. ОА = а, ОВ = b, ОС = c. Найти ОD (рис. 6).
Решение.
Проведем через точку О две прямые, параллельные сторонам прямоугольника. В итоге получили 4 маленьких прямоугольника и много прямоугольных треугольников (рис. 7).
Запишем теорему Пифагора для этих прямоугольных треугольников.
Введем обозначения. AK = х; KВ = у; BL = z; LC = u (рис. 8).
Отметим, что если маленькие четырехугольники – прямоугольники, то KО = z.
Для ∆ АKО по теореме Пифагора a2 = x2 + z2. (1)
Из ∆ OLB b2 = z2 + y2 (KB = OL = y) (2)
∆ OCM: c2 = y2 + u2 (KB = OL = MC = y) (3)
∆ DOM: d2 = u2 + x2. (OD = d) (4)
Нам нужно выразить d через а, b,с. Для этого рассмотрим 2 и 4, 1 и 3 равенства. Сложив их, получим равные выражения.
а2 + с2 = b2 + d2 = z2 + y2 + x2 + u2
а2 + с2 = b2 + d2
d2= а2 + с2 - b2
d =
Ответ: d =
Обратим внимание, что расстояние а, b, с (расстояние до трех вершин прямоугольника) однозначно прямоугольник не определяют. То есть таких прямоугольников существует бесконечно много, хотя мы и смогли вычислить четвертое расстояние d. Точку О можно брать не внутри прямоугольника, а снаружи. А соотношение, которое вывели в этой задаче, останется прежним.
Список литературы
- Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7–9
- Александров А.Д., Вернер А.Л. и др. Учебное пособие для 8 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Одна из диагоналей параллелограмма является его высотой. Найдите эту диагональ, если периметр параллелограмма – 46 см, а одна из его сторон на 3 см меньше другой.
- Дан прямоугольник АВСD. Точка О снаружи прямоугольника. ОА = а, ОВ = b, ОС = с. Доказать, что ОD = d = .