Математика
Тема 13: Элементы теории тригонометрических функций. Профильный уровеньУрок 6: Тригонометрические функции углового аргумента
- Теория
Тема: Элементы теории тригонометрических функций
Урок: Тригонометрические функции углового аргумента
1. Тема урока, введение
Мы ввели тригонометрические функции синуса, косинуса, тангенса, котангенса. Аргументом было любое действительное число. Привычнее аргументом считать угол. В некотором смысле и угол, и действительное число друг друга заменяют. Рассмотрим тригонометрическую функцию углового аргумента.
2. Единичная окружность
Рассмотрим единичную окружность, помещенную в координатную плоскость.

Длина окружности ![]()
Вспомним, что для того, чтобы ось была числовой необходимо
1. Задать начало отсчета.
2. Задать направление.
3. Задать масштаб.

На числовой окружности также есть
1. Начало отсчета.
2. Направление отсчета: положительное - против часовой стрелки или отрицательное - по часовой стрелке.
3. Масштаб – в нашем случае – вся окружность длиной ![]()
Числу
соответствует т. М и ее абсцисса и ордината есть
(рис.1).
Точка М высекает центральный угол ![]()

Для измерения углов мы вводили радиан - центральный угол, длина дуги которого равна радиусу (рис.3).
В окружности длиной
укладывается
радиан, т.е.
. Это связь градуса и радиана.
Отсюда мы выводили длину дуги. Длина дуги ![]()
Т.е. если взять угол в
радиан, то длина дуги вычисляется как ![]()
Если R=1, то
длина дуги численно равна углу в радианах.
Это означает, что величина численно равна t.
3. Угловой аргумент
Мы можем считать аргументом либо любое действительное число, либо соответствующий ему центральный угол.
Получаем функцию:
tможно заменить на
получаем ![]()
заменяем tна
получаем ![]()
Рассматривая тригонометрическую функцию действительной переменной либо тригонометрическую функцию углового аргумента, мы получаем ту же самую функцию.
4. Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике
Вспомним, что
мы вводили как величины, зависящие от угла в прямоугольном треугольнике.

Вспомним определения и следствия из определений ![]()
По определению
, (рис.4).
Отсюда следует что
Мы выразили катет через гипотенузу.

Также можно катет выражать через другой катет:![]()
Проверим, не противоречит ли новое определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса тем, которыми мы уже пользовались.
Рассмотрим прямоугольные треугольники
(рис.5):
Значит, ![]()
Но
Т.е. синус числового аргумента и синус углового аргумента одни и те же.
Мы показали, что определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса, которые были в прямоугольном треугольнике, остаются в силе, они только расширены на произвольный угол либо на произвольное число.
5. Задача на вычисление
Рассмотрим задачу на вычисление.
Дано:
Найти все t.
Таких tбесчисленное множество. Проиллюстрируем на единичной окружности, помещенной в координатную плоскость.
Отметим
на оси y. Такую ординату имеют точки
Точке
соответствует одно число и бесчисленное множество других чисел, и точке
также. Вместо tможно рассматривать центральные углы
и их тоже бесчисленное множество – угол плюс полный оборот.
Зададим четверть. Будем считать, что
Тогда t–единственное число.


Это стандартное задание числа или угла в тригонометрии – задано значение функции и предел изменений, т.е. четверть.
Найдем теперь значение всех остальных тригонометрических функций ![]()
Решение:
основное тригонометрическое тождество.
![]()
![]()
четверти, в этой четверти![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
На примере мы убедились, что найти единственное решение возможно, только если задан предел изменения аргумента (четверть).
Очень важно правильно определить знак функции в данной четверти и отобрать подходящее значение.
6. Заключение
Итак, мы рассмотрели пример на вычисление по данному значению одной тригонометрической функции значений всех остальных тригонометрических функций с использованием основных тригонометрических тождеств.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Открытая математика (Источник).
2. РЕШУ ЕГЭ (Источник).
3. РЕШУ ЕГЭ (Источник).
4. РЕШУ ЕГЭ (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
№№ 641; 642.