Математика

Тема 1: Функции и их свойства

Урок 7: Уравнения, приводимые к квадратным: биквадратные и рациональные

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Тема 7.

Уравнения с одной переменной.

Уравнения, приводимые к квадратным, биквадратные и дробные рациональные.

Сегодня мы поговорим об уравнениях с одной переменной, научимся решать биквадратные и дробные рациональные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

Итак, целое уравнение с одной переменной – это уравнение, левая и правая части которого – целые выражения.

Например, уравнение: x2-2x2+x5=x3-2x+1 и если мы раскроем скобки и все перенесем в левую часть, получим:

x4-4x3+4x2+x5=x3-2x-2

x4-4x3+4x2+x5-x3+2x+2=0

x5+x4-5x3+4x2+2x+2=0

Или уравнение: x3+12-x2-13=x2 так же целое. Выполним аналогичные преобразования, умножим обе части уравнения на 6, таким образом знаменатель первой и второй дроби исчезнет. Получим:

3x3+3-2x2+2=6x2, перенесем все в левую часть и получим уравнение

3x3-8x2+5=0, которое равносильно данному.

То есть в каждом примере мы выполнили преобразования, которые приводят к уравнению, равносильному данному. В результате мы получили уравнения вида P(x)=0, где Р(х) – многочлен стандартного вида. И мы можем любое целое уравнение привести к такому виду, причем степень уравнения – это степень многочлена Р(х). Напомню, что степень многочлена – это наибольшая степень входящих в него одночленов. Значит, наше первое уравнение – пятой степени, а второе – третьей.

Уравнение первой степени можно привести к виду: ax + b = 0, где х – переменная, а а и b – некоторые числа, где a ≠ 0. Из этого уравнения находим, что x=-ba. Число -ba – корень уравнения. Каждое уравнение первой степени имеет один корень.

Уравнение второй степени можно привести к виду ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, а а, b, c – некоторые числа, причем a ≠ 0. Ты, конечно, помнишь, что число корней этого уравнения зависит от дискриминанта, если D > 0, то уравнение имеет два корня, если D = 0, то один корень, если D < 0, то уравнение не имеет корней. Любое уравнение второй степени имеет не больше двух корней. Уравнение третьей степени имеет не более трех корней, уравнение четвертой степени – не более четырех корней. И вообще, уравнение n-ой степени имеет не более n корней.

Уравнения третьей и четвертой степеней имеют формулы для нахождения корней, но они очень неудобны для практического применения. А для уравнений пятой и более высоких степеней общих формул для нахождения корней не существует, поэтому их решают другими способами. НО! Иногда удается решить эти уравнения, применяя какой-либо специальный прием, например, с помощью разложения многочлена на множители, или ввода новой переменной.

Давай решим уравнение: 4x3-8x2-x+2=0

Разложим левую часть этого уравнения на множители, для этого воспользуемся способом группировки. Сгруппируем первое слагаемое со вторым, а третье с четвертым. У первого и второго вынесем общий множитель 4x2 за скобки, а у третьего и четвертого – вынесем минус 1. Получим: 4x2x-2-1x-2=0, теперь вынесем общий множитель x-2: получим: x-24x2-1=0, заметим, что вторую скобку еще можно разложить на множители, применяя формулу разности квадратов двух выражений. Итоговое разложение получится: x-22x-12x+1=0. Итак, мы имеем произведение трех множителей, которое равно 0. А произведение двух или нескольких множителей равно 0, тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен 0, приравниваем каждый множитель к 0 и получим три корня: x1 = 2 , x2 = 0 , 5 , x3 = -0 , 5

Рассмотрим еще один пример, решим уравнение:

2x2+x-12x2+x-4=-2. Если это уравнение мы начнем решать с помощью преобразований, то мы получим уравнение 4-ой степени, которое будет достаточно сложно решить. Давай подумаем, что можно здесь сделать. Заметим, что в двух скобках есть одинаковое выражение 2x2+x. Давай введем новую переменную t =2x2+x, тогда получим:

(t - 1)(t - 4) = -2, далее раскроем скобки, перенесем -2 в левую часть и получим: t2 - 5t + 6 = 0, а это квадратное уравнения, находим его корни. Итак, t1 = 2, t2 = 3. Возвращаемся к переменной х:

2x2 + x = 2

2x2 + x = 3

Решая первое уравнение, получим, что D = 17, значит, корни равны

x1 , 2=-1±174.

Решая второе уравнение, получим, что D = 25, значит, корни равны

x1 = 1 и x2 = -1,5. То есть уравнение имеет 4 корня.

Этот метод введения новой переменной применим и для уравнения 4-ой степени вида: ax4 + bx2 + c = 0, где a ≠ 0. Такие уравнения называются биквадратными. Обрати внимание, что переменная x в биквадратном уравнении только в 4-ой и во 2-ой степени, и нет третьей и первой.

Решим уравнение: x4 - 6x2 + 8 = 0, для этого введем новую переменную

t = x2, получим квадратное уравнение: t2 - 6t + 8 = 0, дискриминант которого равен 4, а корни 1 и 4, то есть t1 = 2, t2 = 4. . Возвращаемся к нашей замене переменной, получим: x2 = 2, откуда x=±2 или x2 = 4, откуда

x = ± 2.

Далее вспомним дробные рациональные уравнения, с которыми ты познакомился в 8 классе.

Итак, дробным рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробным выражением. То есть переменная должна быть в знаменателе.

Решим уравнение: 3x-2x-1-2x+3x+3=12x+4x2+2x-3

Если разложить на множители знаменатель третьей дроби, то мы получим:

x2 + 2x - 3 = (x - 1)(x + 3), а значит, общий знаменатель и будет знаменатель третьей дроби, умножим обе части этого уравнения на произведение (x - 1)(x + 3) ≠ 0, получим:

(3x - 2)(x + 3) – (2x + 3)(x –1) = 12x + 4, раскроем скобки, все перенесем в левую часть, приведем подобные слагаемые, получим:

x2 - 6x - 7 = 0, откуда корни равны -1 и 7. Каждое из этих чисел не обращает в ноль наш знаменатель. Следовательно, исходное уравнение имеет 2 корня.

Чтобы решить дробное рациональное уравнение, надо

  1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
  2. умножить обе части уравнения на этот знаменатель;
  3. решить получившееся целое уравнение;
  4. исключить из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель дробей.