Математика
Тема 11: Прогрессии. Профильный уровеньУрок 10: Типовые задачи по теме "Арифметическая прогрессия" (продолжение)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Прогрессии
Урок: Решение типовых задач по теме “Арифметическая прогрессия”
1. Повторение
1. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называется арифметической прогрессией, число d называется ее разностью.
.
2. – формула n-го члена арифметической прогрессии.
, т.е. n-й член арифметической прогрессии зависит от n, значит, является функцией натурального аргумента.
3. – первая формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
– вторая формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
4. Характеристическое свойство арифметической прогрессии:
Числовая последовательность является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, кроме первого (и последнего в случае конечной последовательности), равен среднему арифметическому предшествующего и последующего членов.
5. Обобщение характеристического свойства арифметической прогрессии:
n-й член арифметической прогрессии равен среднему арифметическому равноотстоящих членов, т.е. при допустимых значениях p ().
6. Свойство членов арифметической прогрессии: , если . Например, .
2. Решение задач
Задача 1.
Дано: .
Найти: .
Решение.
Воспользуемся формулой n-го члена арифметической прогрессии
для выражения членов данной прогрессии (основной метод решения подобных задач):
Составим и решим систему:
Ответ: .
Примечание:
Задача 2.
Проверить
Решение.
Задача 3.
Дано: .
Найти: .
Решение.
Воспользуемся обобщенным характеристическим свойством арифметической прогрессии: . Откуда, . Следовательно,
Составим и решим систему:
Ответ:
Задача 4.
При делении девятого члена арифметической прогрессии на второй член в частном получается 5, а при делении тринадцатого члена на шестой в частном получается 2 и в остатке 5. Найти .
Повторение: 1.
2.
3. +5.
Дано: .
Найти: .
Решение.
Воспользуемся формулой n-го члена арифметической прогрессии
для выражения членов данной прогрессии:
Составим и решим систему:
Ответ: .
Задача 5.
Сумма цифр четырехзначного числа равна 16. Найдите это число, если его цифры образуют арифметическую прогрессию и цифра единиц на 4 больше цифры сотен.
Повторение. Каждое число в десятичной системе счисления можно записать следующим образом:
Дано: .
Найти: х.
Решение.
Воспользуемся формулой n-го члена арифметической прогрессии
для выражения членов данной прогрессии:
Составим и решим систему:
.
Ответ: .
Задача 6.
Найдите x, при котором числа образуют конечную арифметическую прогрессию.
Решение.
Воспользуемся характеристическим свойством арифметической прогрессии: .
Решая полученное квадратное уравнение, получаем
Ответ:
Задача 7.
Сумма 75-ти первых членов арифметической прогрессии равна 450. Найти 38-й член прогрессии.
Дано: , .
Найти: .
Решение:
Общая формула:
.
В нашем случае:.
Ответ: .
Задача 8.
Докажите, что последовательность, сумму n первых членов которой можно вычислить по формуле , , является арифметической прогрессией.
Решение.
. Тогда,
Равенство означает, что -й член линейно зависит от , значит, последовательность является арифметической прогрессией с разностью . Покажем, что и последовательность тоже является арифметической прогрессией. Действительно,
. Следовательно, Таким образом, доказано, что . Значит, является арифметической прогрессией.
3. Итог урока
На уроке повторили свойства арифметической прогрессии и решили типовые задачи. Следующий урок посвятим обзору по теме арифметическая прогрессия.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Exponenta.ru Образовательный математический сайт (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 443, 447, 451 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
2. № 12.108 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).