Математика
Тема 11: Прогрессии. Профильный уровеньУрок 11: Обзорный урок по теме "Арифметическая прогрессия"
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Арифметическая прогрессия
Урок: Обзорный урок по теме “Арифметическая прогрессия”
1. Повторение. Определение арифметической прогрессии
Сегодня у нас обзорный урок по теме «Арифметическая прогрессия».
Наша цель – вспомнить теорию по теме «Арифметическая прогрессия», обсудить ее интересные свойства.
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называется арифметической прогрессией, число d называется ее разностью.
.
Задано и d, тогда - рекуррентная формула для арифметической прогрессии для n=2,3,4,….
Пример.
1; 3; 5; 7; …} – арифметическая прогрессия.
;
Получили формулу для обозначения нечетных чисел.
2. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Из определения арифметической прогрессии следует истинность равенств: . Тогда
и т.д. Значит,
Т.е., зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой ее член.
– формула n-го члена арифметической прогрессии.
, т.е. n-й член арифметической прогрессии линейно зависит от n. Арифметическая прогрессия является функцией натурального аргумента:, где .
3. Формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии
Структура арифметической прогрессии такова, что легко можно сложить ее члены.
Последовательность : - арифметическая прогрессия.
сумма первых n членов прогрессии.
Оказывается первый член и последний член в сумме – то же самое, что второй член с начала плюс второй член с конца, и то же самое, что третий член с начала плюс третий член с конца .
Вспомним, как доказываются свойства прогрессии и какой основной прием работы с прогрессией. В частности, докажем указанное свойство. Этот прием заключается в том, что надо все выразить через первый член и разность.
;
и т.д.
Уместно вспомнить классический пример. Требуется сложить сумму первых 100 натуральных чисел 1+ 2+ 3+…+ 98+ 99+ 100.
Здесь а1=1, d=1, n=100.
Такое задание было учителя, у которого учился будущий великий математик Гаусс. Маленький Гаусс очень быстро посчитал, и на вопрос учителя, как он это сделал, ответил: «Господин учитель, первый член и последний член в сумме дают 101, второй член с начала, второй член с конца тоже в сумме 101, 3 и 98 тоже в сумме 101, а таких пар 50». Поэтому он все это перемножил и получил результат 5050.
То есть получается формула: – первая формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
Напомним иной вид формулы:
– вторая формула суммы первых n членов арифметической прогрессии; сумма выражается только через а1, d и n.
4. Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Конечно, следует вспомнить и обсудить характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Из определения арифметической прогрессии следует, что . Тогда, , , .
, ,
Значит, , , .
причем это свойство справедливо для всех n=2, 3,4, …
Справедлива следующая теорема (характеристическое свойство арифметической прогрессии):
Числовая последовательность является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда каждый ее член, кроме первого (и последнего в случае конечной последовательности), равен среднему арифметическому предшествующего и последующего членов.
5. Обобщение характеристического свойства арифметической прогрессии
k-й член арифметической прогрессии равен среднему арифметическому равноотстоящих членов, т.е. при допустимых значениях p ().
Докажем указанное обобщение и прокомментируем его. Нужно доказать, что ak есть среднее арифметическое членов с индексами к-р, к+р. Используем основной прием работы с прогрессией, т.е. все надо выразить через первый член и d.
.
Значит, обобщение доказано.
Теперь комментарий. Заметим, что аk+аk=аk-p+аk+p.
Это равенство верно и обратим внимание на то, что суммы индексов равны к+к=к-р+к+р, т.е. 2к=2к.
6. Свойство членов арифметической прогрессии
Рассмотрим задачу. Доказать, что в любой арифметической прогрессии имеют место следующие равенства а23+а7=а20+а10=а5+а25.
Для доказательства используем основной прием работы с прогрессиями, т.е. все выразить через первый член и d.
а23+а7=а20+а10=а5+а25 .
Доказательство закончено.
В общем случае справедливо свойство членов арифметической прогрессии: , если .
Доказательство.
Воспользуемся формулой n-го члена арифметической прогрессии
.
.
Имеем следующую цепочку равносильных преобразований:
.
Значит, если равны суммы членов, то равны суммы индексов, и наоборот.
7. Итог урока
Итак, мы вспомнили теорию по теме «Арифметическая прогрессия», и обсудили ее свойства. На следующем уроке мы перейдем к изучению геометрической прогрессии.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Математика (Источник).
2. Математика (Источник).
3. Полезные ссылки (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
№№ 455, 458, 460 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
№ 12.106 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).