Математика
Тема 11: Прогрессии. Профильный уровеньУрок 18: Обзорный урок по теме «Прогрессии»
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Прогрессии
Урок : Обзорный урок по главе «Прогрессии»
1. Введение
Арифметические и геометрические прогрессии – это частные случаи числовой последовательности.
2. Числовые последовательности
Определение. Функцию вида называют функцией натурального аргумента или числовой последовательностью и обозначают или Способы задания числовой последовательности:
1. Аналитический, если указана формула n-го члена. Пример:
2. Словесный. Пример: 2;3; 5; 7; 11; … - последовательность простых чисел.
3. Рекуррентный. Зная предыдущий член, можно по определенному правилу получить последующий. Пример: – последовательность чисел Фибоначчи: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21;… Пример рекуррентного задания арифметической прогрессии: числа, задающие данную прогрессию. Пример рекуррентного задания геометрической прогрессии: ; числа и задают данную прогрессию.
3. Арифметическая прогрессия
Определение: Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называется арифметической прогрессией, а число d–ее разностью.
.
Основные формулы для арифметической прогрессии:
Формула- го члена. –показывает, что -й член линейно зависит от
Формула суммы первых членов. или .
Характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Обобщение: Действительно: Если имеется арифметическая прогрессия, то выполняется характеристическое свойство, и наоборот, если мы имеем некую последовательность, для которой справедливо характеристическое свойство, то эта последовательность является арифметической прогрессией.
Основной прием решения задач на арифметическую прогрессию – выражение через и. Доказать:
4. Геометрическая прогрессия
Определение: Числовая последовательность, все члены которой отличны от нуля, и каждый член, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число , называется геометрической прогрессией, число –знаменатель прогрессии.
Основные формулы геометрической прогрессии:
Формула - го члена.
.
Формула суммы первых членов.
Характеристическое свойство. –среднее геометрическое.
Если имеем геометрическую прогрессию, для ее членов справедливо характеристическое свойство. Верное и обратное, если в некоторой числовой последовательности для всех членов выполняется характеристическое свойство, то такая последовательность является геометрической прогрессией.
Обобщение:
Основной прием работы с геометрической прогрессией – выразить все соотношения через и .
Доказать:
Доказательство:.
Рассмотрим задачу.
Дано:–геометрическая прогрессия, –знаменатель.
Доказать:– геометрическая прогрессия,знаменатель.
Доказательство:
5. Подведение итогов
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. РЕШУ ЕГЭ (Источник).
2. Задачи (Источник).
3. Задачи (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
Домашняя контрольная работа № 4.