Математика
Тема 8: Рациональные неравенства и их системы. Профильный уровеньУрок 1: Решение линейных и квадратных неравенств
- Теория
Определение линейного неравенства
Линейные неравенства – это неравенства вида
и они решаются двумя способами: эквивалентными преобразованиями либо с помощью графика функции. Рассмотрим второй способ на примерах:
Решение линейного неравенства графическим способом
1. Решить неравенство ![]()
Построим график функции. Графиком является прямая, она пересекает ось oy в точке 1, ось ox в т.
Корень функции разбивает ось ox на два различных промежутка. На первом промежутке функция отрицательна, на втором – положительна.

Этого достаточно, чтобы решить линейное неравенство.
Ответ: ![]()
Линейные неравенства эффективно решаются путем выбора интервалов, на которых функция сохраняет знак, т.е. до корня и после корня. Решением линейного неравенства, как правило, является луч.
Решение квадратного неравенства графическим способом
Рассмотрим квадратное неравенство![]()
Оно решается с помощью свойств квадратичной функции ![]()
Рассмотрим на примере.
2. Решить неравенство ![]()
Рассмотрим функцию
Построим ее график, для этого вначале найдем корни. По теореме Виета
![]()
![]()
Схематически изобразим параболу и определим интервалы знакопостоянства и знаки на них. Ветви параболы направлены вверх.

Вне интервала корней функция положительна, внутри интервала корней – отрицательна.
Ответ: ![]()
Рассмотрим квадратичную функцию и её свойства в общем виде.
Квадратичная функция в общем виде, D>0
1. ![]()
Функция имеет вид ![]()
значит, корни квадратного трехчлена различны, ![]()
Графиком квадратичной функции является парабола, пересекающая ось ox в точках с абсциссами ![]()
ветви параболы направлены вверх.
Вне интервала корней функция имеет положительный знак, внутри интервала корней – отрицательный.

Что можно сказать о функции, если
Прежде всего, что она разлагается на линейные множители: ![]()
Также для нее справедлива теорема Виета:

Найдем координаты вершины параболы.
![]()
![]()
Для квадратичной функции есть два возможных варианта неравенств:
![]()
![]()
![]()
Множество значений функции – луч от
в положительном направлении.
Точка пересечения с осью oy – т.
.
Квадратичная функция в общем виде, D=0
2. ![]()
![]()
![]()
Как и в предыдущем случае, многочлен раскладывается на множители.
![]()
График функции – парабола, ветви направлены вверх.
Парабола касается оси ox в одной точке, которая и является вершиной параболы.

Рассмотрим возможные варианты неравенств:
![]()
![]()
Множество значений функции: ![]()
График функции пересекается с осью oy в т.![]()
Квадратичная функция в общем виде, D<0
3. ![]()
Рассмотрим функцию ![]()
означает, что уравнение не имеет корней, трехчлен нельзя разложить на множители и не выполняется теорема Виета.
Найдем координаты вершины:
Схематически изобразим график – параболу, ветви направлены вверх.

![]()
В этом случае часто допускается стандартная ошибка – нет корней, значит, нет решений. Корней нет у квадратного уравнения, а решением неравенства является любое действительное число.
![]()
Множество значений функции ![]()
Для более глубокого рассмотрения рекомендуется самостоятельно изучить случаи, когда ![]()
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
Необходимо построить графики и расписать решения стандартных неравенств самостоятельно.
Решение задач
Мы подробно рассмотрели свойства квадратичной функции, которые лежат в основе решения задач.
Рассмотрим примеры.
1.
Найти область определения функции.
Область определения функции задается неравенством
т.к. трехчлен находится под корнем и в знаменателе.
Умножим обе части неравенства на
.
![]()
![]()
Рассмотрим функцию
найдем ее корни.
По теореме Виета ![]()
Изобразим график функции. Точки -2 и 1 выколотые, т.к. неравенство строгое.

Поставленному условию удовлетворяет промежуток внутри интервала корней.
Ответ: ![]()
Мы увидели на примере, что многие задачи сводятся к решению квадратного уравнения.
Решение неравенства с параметром
2.
При каких значениях p данное уравнение имеет
два различных корня?
один корень?
не имеет корней?
Если p принимает конкретное значение, мы имеем конкретный квадратный трехчлен с конкретным значением дискриминанта,
![]()
![]()
![]()
Найдем дискриминант.

Рассмотрим функцию ![]()
Найдем корни по теореме Виета.
![]()
![]()
Рассмотрим ось p и график функции
Графиком является парабола, ветви направлены вверх.

Функция сохраняет положительный знак вне интервала корней, отрицательный знак – внутри интервала.
Ответ: Уравнение имеет
1. два различных корня, когда ![]()
2. один корень, когда ![]()
3. не имеет корней, когда ![]()
19. Заключение
Мы рассмотрели решение линейных и квадратичных неравенств, некоторые свойства квадратичной функции, которые используются при решении квадратных неравенств.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Портал Естественных Наук (Источник).
2. Центр образования «Технология обучения» (Источник).
3. Электронный учебно-методический комплекс для подготовки 10-11 классов к вступительным экзаменам по информатике, математике, русскому языку (Источник).
4. Виртуальный репетитор (Источник).
5. Раздел College.ru по математике (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1.Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.№№ 8; 9; 15.